46 летний Олег Закоморный – прекрасный рисовальщик, художник-анималист, известный скульптор. Он – автор бюстов Аркадию Райкину в Театре эстрады и Егору Гайдару в здании Высшей школы экономики в Москве, его скульптура украшает Дом книги на Арбате. Его специальный музейный проект «Мир добра» пару лет назад был показан в Вятке, а также в целом ряде городов центра России, Поволжья и Сибири.
Однако ведущей в его творчестве была и остается тема детства. Она объединяет его с другой московской художницей – Татьяной Чувашевой. Общей в их судьбе является и то, что оба они – выпускники Московского государственного академического института им. В. И Сурикова (куда Татьяну приняли без экзаменов и где Олег был стипендиатом Министерства культуры РФ) и члены творческого Союза художников России. Наконец они просто друзья и дружат семьями, причем у Олега и его жены Ирины четверо детей, а у Татьяны – шестеро.
Дети и товарищи их детей и служат главной натурой для художников. Духовный рост, изменяющийся мир чувств и стремлений, смена увлечений и забав – все это представляет для них огромный интерес. Точность наблюдений, умение передавать особенности детского поведения, убедительность и трогательность отличают произведения Олега Закоморного и Татьяны Чувашевой.
На этой выставке у Олега представлены лишь скульптуры, отлитые в бронзе. Как правило, они представляют собой своеобразные реалистические жанровые сценки или мини-новеллы, выполненные с мягким юмором. Фигуру ребенка обычно дополняет какой либо аксессуар: микрофон («Взрослая песня»), удочка («Чуть не поймал!»), портфель («Пятерка»), хоккейная клюшка («Морозец»), подушка («Пора спать») и т. д. Две работы приобретены нашим художественным музеем, одна («Большая медведица») передана художником в дар. При всей общности тем в творчестве Олега и Татьяны работы последней, как мне кажется, отличаются наиболь- шей психологической глубиной.
Татьяна Чувашева создает редкие во всех отношениях детские портреты. Такие детские лица ныне уж трудно встретить случайно, нужно поймать момент, когда ребенок находится как бы наедине с собой и бывает погруженным в мир собственных чувств и переживаний. Ее портреты можно сравнить с работами мастеров Возрождения. Кроме того, необычна и техника исполнения – техника гладкого письма маслом на иконных досках с использованием минеральных пигментов, протертых камешков, белка и олифы. Ее живописные портреты хочется рассматривать долго и внимательно.
«Мои дети, – говорит Татьяна, – неиссякаемый источник моей творческой энергии. Надо уметь остановиться, чтобы услышать внутренний мир маленького человека и увидеть в нем гораздо больше, чем нам кажется». И это ей удается. Работы 37 летней художницы отмечены золотой медалью Российской академии художеств, дипломом творческого Союза художников России «За вклад в отечественную культуру» и другими отличиями. Множество наград и у Олега Закоморного, его работы находятся во многих музеях страны и в собраниях отечественных и зарубежных коллекционеров. Показательно и то, что художник участвует в уникальном экспериментальном проекте «Исцеление творчеством», который осуществляют Московский научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева и благотворительный фонд «Грани таланта». Он приходит к больным детям и рисует для них, занимается с ними лепкой, что помогает им легче перенести болезни и выздороветь.
Выставка работает в Вятском художественном музее им. В.М. И А. М. Васнецовых до середины октября.
Татьяна БУШМЕЛЕВА
Фото автора