Что же будет с пригородным сообщением в следующем году, — этот вопрос волнует многих кировчан и жителей области. Для жителей города – это быстрый и удобный способ добраться до своих садов, для населения многих районов – «дорога жизни» (подробнее см. «Заложники ситуации», «НВ» №42 от 24 октября 2013 г.). К сожалению, новости на эту тему не радуют.
В этот вторник, 26 ноября глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Альберт Запольских сообщил членам комитета по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи ОЗС: несмотря на то, что от следующего года нас отделяет всего лишь месяц, правительство области и ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ВВППК) не пришли к соглашению. «С 2014 года, в соответствии с внесенными изменениями в ФЗ, меняется порядок и размер федерального финансирования, который существовал до этого, — заметил. – В следующем году стоимость обслуживания населения области пригородным транспортом для облбюджета значительно возрастет. Если до 31 декабря 2013 года ничего не изменится: не поменяется размер процента за использование инфраструктуры железной дороги, который гасится за счет федерального бюджета, и мы не изменим объем перевозок – то нам в следующем году только на ВВППК 418 млн. рублей. Это непосильная сумма для региональной казны».
Так что сегодня почти со 100% уверенностью можно сказать, что стоимость проезда в электричках в будущем году повысится. Почти также неизбежно и сокращение рейсов электропоездов. По словам Альберта Запольских, сегодня правительство твердо намерено сохранить все маршруты, но вот сколько будет курсировать по ним электричек — вопрос другой.
Сегодня областной властью прорабатываются схемы доставки пассажиров до необходимых им пунктов назначения не по железной дороге, а автобусным транспортом – там, где такое решение экономически обосновано, сообщил Альберт Владимирович.
Острота же проблемы заключается в том, что некоторые населенные пункты кировской области – так уж исторически сложилось – связаны «с внешним миром» посредством железной дороги. Автомобильных дорог в советское время (а уж тем более сейчас) к ним не строили, а значит, серьезно говорить об автобусном сообщении не приходится. «Вы провели оптимизацию здравоохранения, — взял слово присутствовавший на заседании комитета глава Шабалинского района Михаил Глушков. – Теперь к специалистам приходится ездить в региональный центр. У нас с начала года было выдано около 900 направлений в областную больницу – это ведь надо успеть съездить туда и вернуться. Если же электрички будут ходить реже, как пенсионерам добираться домой после приема? Такси до Шабалино от Котельнича стоит 2 тысячи рублей – чуть ли не треть всей пенсии»…
Областные чиновники разводят руками: они понимают всю тяжесть сложившейся ситуации, но не считают полное субсидирование ВВППК решением сложившейся проблемы. Главная причина – дефицитный бюджет (хотя на аэропорт «Победилово», помнится, незапланированные полмиллиарда рублей в срочном порядке были изысканы).
По словам зам губернатора Елены Ковалевой, с подобной проблемой столкнулись многие небогатые регионы. И без вмешательства федерального правительства эту проблему не решить, считает Елена Васильевна, ведь 65% от всего размера запрашиваемой ВВППК субсидии составляет арендная плата РЖД за подвижной состав. Она, по мнению зам губернатора, сильно завышена и нуждается в корректировке. Уже сегодня в правительство РФ направлены предложения прописать в федеральном законе методику этих платежей.
В свою очередь комитет порекомендовал Законодательному Собранию провести рабочее совещание и составить обращение в правительство РФ по решению сложившейся ситуации в сфере организации движения пригородных поездов в Кировской области.