В ряде регионов власти не намерены сокращать расходы на ремонт и строительство дорог, несмотря на кризис.
Куда чаще под нож идут траты на образование и здравоохранение. Действительно ли дорожные вложения эффективны и полезны для россиян? Или за ними просматривается традиционный распил, по-прежнему делающий километр российских дорог одним из самых дорогих в мире?
Кто сказал «мяу»?
В конце мая 2015 г. Петербург встал в жесточайший дорожный коллапс, которого не припомнят даже свидетели 300‑летия. В течение двух-трёх дней были перекрыты десятки важнейших транспортных артерий: участки Московского и Среднего проспектов, Обводного канала, Выборгской и Свердловской набережных, Казанской улицы. Водители громко матерились на две вещи. Во-первых, в очередной раз перед ремонтной страдой не сподобились по-человечески проинформировать жителей. Во-вторых, откуда в бюджете столько денег, если мы теперь на всём экономим? Ведь некоторые улицы повадились ремонтировать через два года на третий.
Но на поверку оказалось, что в 2015 г. расходы Смольного на дорожное строительство сократились более чем на четверть: до 3,4 млрд рублей с 4,9 млрд годом ранее. А если учесть, что изначально в бюджет пытались закатать 5,6 млрд, то секвестр получился впечатляющий. Правда, в тучные годы в Петербурге дорожный сектор начиняли деньгами столь обильно, что при самом активном освоении к концу года оставалось 20–30% средств.Поэтому сегодня вице-губернатор Игорь Албин потребовал в недельный срокприступить к ремонту сразу всех объектов улично-дорожной инфраструктуры, включённых в программу 2015 года. То есть по 109 адресам!
Но вряд ли это смоет осадок крупнейшего в дорожном секторе скандала, которым ознаменовался конец 2014 года. В СМИ попал отчёт Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга, в котором говорится, что Смольный и подведомственные ему структуры нанесли с 2011 по 2013 г. городской казне ущерб на сумму более 10 млрд руб. при финансировании транспортной инфраструктуры. А общий объём финансовых нарушений якобы превышает 23 млрд рублей. При этом в 2011 г., когда городом до конца лета руководила глава Совфеда Валентина Матвиенко, потери составили лишь 134,7 млн рублей.
Видимо, выводы аудиторов стали для Смольного полнейшей неожиданностью. Проверки палаты плановые, об их дате известно за год, и можно успеть подготовиться. Тем болееКСП входит в систему государственной власти Петербурга – не какие-то опричники из Москвы. И при всём при этом нарыли 10 млрд – две трети общих дорожных расходов «культурной столицы» за отчётный период. Из отчёта выходило, что чиновники Смольного оплачивали некоторые работы по завышенной стоимости и не брали со своих подрядчиков штрафы: за просрочки, за некачественную работу. С чего бы они такие добрые?
Губернатор Георгий Полтавченко и Законодательное собрание вообще никак не отреагировали на почин аудиторов. Видимо, ни возмещать убытки, ни наказывать виновных власти не собираются. Напротив, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры вышел в суд, требуя признать полученные представления недействительными.
101-й километр
В конце прошлого года, закончившегося для российской экономики на минорной ноте, губернатор Саратовской области Валерий Радаев объявил 2015-й Годом дорог. Он заявил о выделении беспрецедентной суммы в дорожный фонд – 7,3 млрд рублей, из которых 5 млрд – из областной казны. Губернатор заявил: «Жители должны заметить положительные изменения. Это будет продолжаться не год, а два-три года. Станет трендом. Нужно учитывать, что таких сумм за последние десять лет в регионе не было. Контролировать всех! Всё! Тяп-ляп мы делать не будем!».
По данным областной прокуратуры, 89% дорог в регионе не соответствуют нормам качества. Саратовские водители не успели порадоваться, как выяснилось: новых дорог строить практически не собираются, а на ремонт старых потратят всего-то 958 млн рублей. Как так? Где остальные миллиарды? Оказалось, в 800 млн руб. обойдётся обслуживание долговых обязательств. Ещё 2 млрд предлагается направить на содержание автодорог регионального и межмуниципального значения.Что это, никто толком не понимает: например, на разметку, знаки, барьеры предусмотрена отдельная статья – 116,4 млн рублей. На завершение капитального ремонта моста Саратов – Энгельс выделят 102 миллиона. А новый «мегапроект» всего один – мост в Балаково за 2,3миллиарда. По подсчётам Ассоциации городов Поволжья, доля затрат непосредственно на ремонт дорог в общих расходах на их ремонт и содержание в Саратове составляла лишь 4,1% в 2014 г., в то время как в соседней Астрахани – 95,26%.
Не собираются снижать дорожные расходы и в насквозь дотационном Алтайском крае. А Ленинградская область тоже собирается в 2015 г. поставить рекорд по вложениям в асфальт – 3 млрд рублей. В числе источников формирования муниципальных – поступления от акцизов на нефтепродукты и от транспортного налога. А губернатор Александр Дрозденко рассматривает возможность изменения системы содержания и ремонта дорог: «Содержать и ремонтировать дороги должна одна и та же компания. Я посмотрел по Интернету опыт, который есть в Германии. Тем самым трасса всё время поддерживается в хорошем состоянии».
Если Дрозденко удастся воплотить свои прозрения в жизнь, это будет грандиозным ударом по коррупционерам. Но пока общепринятая в Европе система в России нигде не прижилась, хотя о ней говорит то один губернатор, то другой уже лет десять. А коррупционеры никуда не делись.
Недавно глава управления автодорог и дорожной деятельности Воронежской области Александр Трубников задержан в Москве в момент получения части взятки в размере 2,75млн рублей. Это 5% общей стоимости госконтракта, который хотела получить одна из дорожных фирм региона. А в Якутии под замок попал начальник ГКУ «Управление автодорог Якутии», который был готов отдать госзаказ… за лодку с водомётной приставкой, навесным мотором, комплектом газреверс, двумя вёслами и пятью спасательными жилетами. Похоже, в российских регионах своя специфика, но общие правила игры.
Источник: «Аргументы Недели», Денис ТЕРЕНТЬЕВ