Если бы в природе существовал ген коллекционирования, то он, несомненно, проявился у семьи Порфирьевых. Отец героя сегодняшней публикации Юрия Борисовича в свое время начал собирать коробки из‑под папирос и этикетки от советской винно-водочной продукции. Сын мало того что продолжил его дело и расширил оба собрания – сегодня Юрий Борисович с гордостью демонстрирует коллекцию открыток (более 18 тыс. экземпляров), полицейских фуражек и шевронов, книг на спортивную тематику с автографами авторов…
С Юрием Борисовичем, членом Союза журналистов, кандидатом исторических наук, ныне работающим в одном из кировских музеев, мы познакомились благодаря… отмене его выставки. В начале декабря в Кирове должно было пройти открытие этого мероприятия – коллекция коробок табачной продукции и этикеток спиртных напитков. Однако буквально накануне вступил в силу антитабачный закон, и руководство музея решило «не рисковать».
Сам коллекционер считает запрет на показ его коллекции абсурдным. По его мнению, собранные им и его отцом экспонаты не пропагандируют сигареты или алкоголь, а просто интересны как предметы советской эпохи. Например, в начале прошлого века этикетки изготавливались в классическом стиле с указанием только названия алкоголя. Лишь изредка торговцы или производители добавляли свое имя и год урожая. «Самая старая этикетка в коллекции – начала 20‑х годов прошлого века: «Хлебное вино», 1 / 100 ведра», – рассказывает Юрий Борисович. – Есть и такая – «Денатурат. Пить нельзя (сулема)», но все равно люди покупали и ставили на стол».
Произведения искусства
Впрочем, в 50‑е годы ситуация изменилась: в магазинах вырос ассортимент алкогольной продукции, на этикетках стали появляться картины художников, популярные персонажи, пейзажи флоры и фауны и разнообразные орнаменты. «Какие были красивые этикетки у грузинских вин, – улыбается коллекционер. – Первые образцы вина «Букет Абхазии» вообще выпускались с фарфоровой пробкой в виде букета цветов… На примере этикеток можно проследить, как менялась мода на цвета что происходило в мире, какие персоны становились популярными. Например, выпускался крепкий алкоголь «Нарком», на этикетке которого был изображен Ворошилов, в 90‑х годах начали выпускать водку «Есенин», «Жириновский», «Ельцинская», «Калашников»…
С момента своего появления этикетка несколько раз менялась до полной неузнаваемости – как форма, так и содержание, неуклонно улучшался ее внешний вид и постепенно она становилась одним из основных инструментов в борьбе за внимание потребителя.
– Что касается папиросных коробок – они интересны тем, что над дизайном многих марок работали известные художники: Билибин, Репин, – продолжает владелец коллекции. – В частности, коробку известных папирос «Казбек» оформлял Лансере (одна из его самых известных работ – станция метрополитена «Комсомольская» в Москве).
Жемчужиной своей коллекции Юрий Борисович считает коробки из‑под папирос из поселка Палех Ивановской области. «Там делают шкатулки из папье-маше, – рассказывает он. – Их красят в черную краску, сушат, потом снова красят и разрисовывают вручную. У меня есть две коробки из‑под папирос их производства. Выглядят не хуже шкатулок для хранения украшений».
Сладкая коллекция
Еще одна коллекция Юрия Борисовича – шоколадных оберток – насчитывает около тысячи экземпляров. К сожалению, нам ее увидеть не удалось: около месяца владелец продал ее – предположительно обертки пополнят другую частную коллекцию. «Пожалуй, самой редкой и ценным экспонатом моего сладкого собрания была обертка от конфеты, посвященной первому советскому наркому воздушных сил (ориентировочно 20-е годы прошлого века), – говорит Юрий Борисович. – Штук 8 оберток было выпущено в 40‑е годы. «Аленка» – в нескольких вариантах: маленькая, постарше, в платочке и без». В коллекции были целые серии «Цирк», «Сказки Пушкина», «Басни Крылова».
– Помню свою первую шоколадку из‑за границы – из Венгрии. На обертке нарисованы четыре белые кошечки – «Четыре мачки», – рассказывает коллекционер. – Потом были обертки из Голландии, Норвегии, Испании, Франции.
Но самая большая и многочисленная коллекция Юрия Борисовича – коллекция открыток. И она, кстати, активно пополняется до сих пор (о ней подробнее – в одном из следующих номеров).
По словам Юрия Порфирьева, все свои коллекции он начал собирать с подросткового возраста: «Мое увлечение изначально не требовала каких‑либо вложений, – говорит мужчина. – На улице можно было легко найти фантики и обертки, коробки из‑под папирос. Потом подключились друзья, знакомые, коллеги – привозили в виде сувенира из других регионов, из‑за границы». Сегодня, например, в коллекции Юрия Борисовича есть папиросные коробки из Египта, Китая, Германии, Японии, Италии…
Кто как проводит свой досуг
Сегодня увлеченный, кроме всего вышеперечисленного, собирает книги с автографами авторов – преимущественно на спортивные темы. На книжной полке у Юрия Борисовича стоят «Московский футбол» с дарственной надписью Константина Есенина, три книжки кировского автора Владимира Лузянина, «Совершеннолетние» известного тренера по хоккею Анатолия Тарасова… Еще один предмет гордости коллекционера (который, кстати, 30 лет отдал органам внутренних дел) – собрание фуражек и полицейских шевронов.
На вопрос, как удалось собрать такие внушительные коллекции, Юрий Порфирьев лишь пожимает плечами и улыбается: «Кто как проводит свой досуг. Я не рыбак, не охотник, машины нет, заниматься садоводством не люблю. Телевизор почти не смотрю. Так что все свободное время занимают книги и коллекционирование. Создаю каталоги своих собраний, сортирую… Активно сотрудничаю с музеями города – мои собрания становятся подспорьем при создании экспозиций, ведь в них как в зеркале отражается весь XX век».
Ген коллекционирования
Предыдущая статьяВ лесу под елкой, с видом на Спасскую башню и дома