В Театре на Спасской пройдет очередная творческая лаборатория.
Когда кировский Театр на Спасской остался без худрука (напомним, Борис Павлович уехал в Санкт-Петербург), директору театра Владимиру Грибанову практически сразу поступило предложение организовать творческую лабораторию – своеобразный смотр перспективных молодых режиссеров, из которых в случае совпадения необходимых элементов вполне возможно было бы подобрать кандидатуру будущего художественного руководителя. И работа закипела.
Практика такого подхода к выбору творческих работников существует в театральном мире достаточно давно. А здесь еще и за реализацию проекта взялся сам Олег Лоевский – художественный директор фестиваля «Реальный театр», лауреат Международной театральной премии им. К. С. Станиславского, член экспертного совета Национальной премии «Золотая маска». Фигура в театральном сообществе более чем заметная.
Подбором кадров для участия в лаборатории Лоевский занимался лично. В результате к смотру были «допущены» трое претендентов: Антон Безъязыков, Егор Чернышов, Юлия Батурина. Схема работы лаборатории такова: в течение нескольких дней режиссеры, актеры и художники должны прийти к общему художественному решению драматургического материала и представить свои творческие наброски зрителю.
Первая встреча режиссеров и труппы Театра на Спасской состоится 2 февраля. В этот же день или на следующий участникам лаборатории предстоит определиться с артистами, которые примут участие непосредственно в их постановках. Хотя, как показывает практика проведения подобных мероприятий (помните, именно по итогам подобной лаборатории, проводимой для молодых драматургов, был создан спектакль «Так‑то да»), выбирать будут, скорее, сами артисты. А интерес труппы к участию в предстоящей лаборатории колоссален. Многие изъявляют желание принять участие сразу в нескольких постановках, но это вряд ли получится, ведь эскиз спектакля должен быть создан в течение всего трех дней, включая подготовку минимального реквизита, декораций, заучивания текста.
Эскизы будут показаны зрителю – в первую очередь коллегам по театральному цеху и журналистам (хотя небольшое количество билетов появится и в свободной продаже). После чего состоится обсуждение постановки и решится ее дальнейшая судьба: станет ли она впоследствии полноценным спектаклем.
После окончания работы лаборатории будет приниматься решение, кого из режиссеров пригласить на дальнейшие постановки в театре, а возможно, стать его худруком. Впрочем, даже если последняя цель и не будет достигнута, то значение ее проведения трудно переоценить. Ведь в первую очередь это возможность познакомиться с новой актуальной драматургией и режиссурой, новыми приемами актерской и режиссерской школы, попытка расширить границы классического репертуарного театра.
Справка
* Антон Безъязыков – представитель питерской театральной школы. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального иИскусства по специальности «режиссура».
В творческом багаже режиссера около десятка драматических постановок в театрах Барнаула, Прокопьевска, Нижневартовска и других. В их числе «Зима» Е. Гришковца, «Оркестр «Титаник» Бойчева, «Щелкунчик, или Сказка о твердом орехе» Э. Т. Гофмана, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена и т. д. Спектакли, поставленные Безъязыковым, участвовали в таких фестивалях, как «Сибирский транзит», «Белое пространство», «Реальный театр», «Ученики Мастера». Режиссер плодотворно сотрудничает с кино: был режиссером кастинга, ассистентом по актерам и вторым режиссером по площадке на кинокартине Алексея Германа-младшего «Garpastum», вторым режиссером сериала «Опера. Хроники убойного отдела», режиссером кастинга и вторым режиссером картины «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего.
* Егор Чернышов в 2001 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «режиссура». За время обучения поставил два спектакля: одноактный спектакль по пьесе А. Аверченко «Самоубийца» и «Фаусту» Гете, а также спектакль «Улица родная» по пьесе А. Слаповского. Оба спектакля были включены в репертуар тюза им. Брянцева. Осуществил около 20 постановок в театрах России, среди которых Новгородский Академический театр драмы, Екатеринбургский тюз, театр «Балтийский дом» и Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге, Красноярский театр драмы им. А. С. Пушкина, Национальный театр Карелии, Норильский заполярный театр и др. С 2012 года Егор Чернышов – главный режиссер Норильского заполярного театра драмы.
* Юлия Батурина училась в Пермском государственном институте искусств и культуры по специальности «Режиссер театра». В 2005 году окончила Высшие режиссерские курсы под руководством Л. Е. Хейфица. В творческом багаже Батуриной – более 30 спектаклей. С 2006 года – главный режиссер Серовского театра драмы им. А. П. Чехова. Многие спектакли – участники и призеры различных театральных фестивалей и конкурсов.
А в это время
На сегодняшний день режиссеры уже определились с постановками, эскизы которых представят на суд кировского зрителя.
* 6 февраля в 12.00 в фойе Театра на Спасской – эскиз спектакля «Отрочество» по пьесе Я. Пулинович. Режиссер – Юлия Батурина.
* 6 февраля в 18.00 на большой сцене театра – эскиз спектакля «Ночь и туман» по пьесе Ю. Клавдиева. Режиссер – Егор Чернышов.
* 7 февраля в 12.00 на малой сцене – эскиз спектакля «В тени виноградника» по пьесе В. Мухарьямова. Режиссер – Антон Безъязыков.