Решение встретиться с Татьяной Коршуновой – известным кировским иллюстратором книг – было более чем однозначным. Просто такого совпадения огромного количества поводов и быть не могло: День студента, Татьянин день, значение самого имени Татьяна – устроительница, а ведь Коршунову иначе как устроительницей книг и не назовешь. Именно с ее легкой руки рукописи превращаются в красочные истории, а слово приобретает зримый образ. Впрочем, и два первых момента имеют к ней самое непосредственное отношение.
Рисовать Таня начала, как и многие художники, в самом раннем детстве. «Мама брала меня с собой на работу, а чтобы я не скучала, давала толстенную пачку бумаги, которую я старательно изрисовывала», – рассказывает Татьяна. Но уже тогда ее работы значительно отличались от простых картинок, которых каждый из нас в свое время «понаделал» с избытком. «Начинала я с того, что изрисовывала каждый листок, но так, чтобы потом была возможность, к примеру, вырезать окошечки, из которых бы выглядывали выведенные карандашом человечки, – вспоминает художница. – Мне очень нравилось придумывать игры с несколькими пространствами и делать это так, чтобы каждый фрагмент становился частью одной истории».
Но сразу найти, как применить свой особый навык как‑то не получилось. Хотя с направлением будущей деятельности было все ясно – изобразительное искусство. Татьяна поступила в художественное училище имени Рылова и несколько лет старательно стремилась стать живописцем. «Сейчас уже и не вспомнишь, как и почему это произошло, но я поступила в Москву в полиграфический институт и меня с головой утянуло книгоиздательство, – рассказывает Татьяна. – Тем не менее я никогда не жалела, что прошла классическую художественную школу, ведь знание живописных основ здорово помогало мне в работе».
При этом, по мнению кировчанки, разница между иллюстратором и художником просто огромна. «Иллюстратор – это почти что режиссер, который должен выстроить некое подобие киноленты к определенному произведению. Для этого нужно, безусловно, знать книгу от начала до конца и представлять, что хочешь получить в итоге, какую историю показать. Задача же художника сводится к тому, чтобы увидеть, прочувствовать какой‑то момент и запечатлеть его – там нет временного повествования», – считает Татьяна.
Пожалуй, единственный относительно неприятный момент, характеризующий работу иллюстратора, заключается в том, что он в отличие от того же художника не имеет права иметь свой почерк. «Все зависит в первую очередь от того, с каким произведением приходится иметь дело. К каждой книге нужен свой подход, и эти подходы никогда не повторяются: если где‑то уместны, например, кляксы, то где‑то их совершенно невозможно да и не нужно использовать», – уверена Татьяна Коршунова.
Зато выбор произведения – это чаще всего прерогатива иллюстратора. И здесь важно почувствовать свою книгу, своего автора, а не соглашаться на механическое выполнение работы, ведь в этом случае книга не оживет. «Когда есть возможность, что называется, вволю «поколдовать» над книгой, то получается что‑то чудесное, а если кто‑то подгоняет, все теряется. Вдохновлять на работу может абсолютно все: многое зависит от автора (иногда сами люди являются источником вдохновения – с ними только поговоришь, и сразу приходит какая‑то идея), в другое время силу вдохновения находишь в слове – читаешь, и рождаются образы. А вот если осталась холодна к проекту, стараюсь за него и не браться», – рассказывает иллюстратор.
При этом вести сразу несколько проектов для Татьяны вполне возможно. Смешения образов не происходит. «Все равно опыт дает свое, и некоторые вещи ты делаешь почти не задумываясь, но я все равно стараюсь сделать так, чтобы не было шаблонов», – говорит Коршунова.
От истории к сказке
За все время работы Татьяне приходилось работать с самыми разными произведениями, к тому же с учетом того, что в отличие от других иллюстраторов она занимается не только подготовкой иллюстраций, но и полностью делает макетирование. «Я беру все на себя, поскольку считаю важным, чтобы вся книга была сделана в едином стиле: и рисунки, и страницы», – говорит художница.
Что касается любимых направлений, то это краеведение и детская литература. Пожалуй, одна из самых известных и титулованных работ Татьяны Коршуновой – книга «Вятские народные промыслы». «Она была отмечена сразу в шести книжных конкурсах разного уровня, в том числе в двух всероссийских – «Малая родина» в номинации «Мой край» и «Лучшие книги года» в номинации «Лучшая книга, способствующая продвижению регионов России», а также в международном – «Искусство книги» (проводится среди стран СНГ и Балтии), причем для участия в нем наша книга была выдвинута от России Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, и о награде мы узнали из телеграммы-приглашения на церемонию, – делится Татьяна. – Наша книга была удостоена диплома в номинации «Культура. Образование. Наука».
Кстати, не так давно вышло ее продолжение – «Мастера вятских народных промыслов», где Коршунова также выступала в роли дизайнера и создателя оригинал-макета.
«Еще очень люблю заниматься детской иллюстрацией. Например, с известной вятской сказочницей Тамарой Копаневой мы сделали уже две общие книжки, сейчас готовим третью. Это будет книга сказок на вятском диалекте. Хочется, чтобы это было нечто совершенно особенное, эксклюзивное. В планах сделать красивое подарочное издание большого формата. У нас уже готов набор, но сказать, когда точно такое появится, пока, к сожалению, нельзя. К слову, на настоящий момент сделать так, чтобы из этого получилось нечто невероятное – моя самая большая мечта», – делится Татьяна.
Тайна имени
Несмотря на то, что книга и все, что с ней связано, занимает большую часть жизни Татьяны, это далеко не единственное ее «дело жизни». Сама она склонна объяснить это… влиянием имени.
«Мне кажется, что в этом действительно что‑то есть. Например, то, что сегодня Татьянин день – это День студента, объясняет, почему я пришла в педагогику (Татьяна Коршунова – заведующая отделением дизайна Вятского художественного училища имени Рылова). Я никогда не хотела быть преподавателем, была уверена, что это совершенно не мое. Зато сегодня, когда начинаю что‑то делать со студентами, мне все так нравится. Я у них очень многому учусь, и получается такой взаимообогащающий обмен. К тому же уверена, что наши студенты – совершенно уникальные, у них у каждого есть что сказать миру», – рассказывает Коршунова.
Да и все остальное от устроительницы (значение имени Татьяна) у Коршуновой есть. У нее две дочки, которые, кстати, обе рисуют. «С младшей, когда ей было 2 года, у нас даже была собственная выставка в кукольном театре – она рисовала пальчиковыми красками, а я черенком кисточки что‑то дорисовывала. Старшая занимается в художественной школе, причем выдает очень неплохие результаты», – делится Татьяна.
Символично и то, что день основания созданного Евгением Дроговым, мужем Татьяны, издательства «О-Краткое» – 10 апреля – совпадает с днем рождения Татьяны. «Мы познакомились, когда вместе работали в типографии, потом я оформляла книгу его стихов, а вылилось все это в создание семейного издательства, да еще и с таким классным названием «О-краткое» – восторженный звук «О!» – новая буква в алфавите», – говорит художница.
Что касается планов на будущее, то, по признанию Татьяны, идеальным выриантом, конечно, было бы написать и оформить собственное произведение. «Но пока не созрела, ведь нужно хорошо владеть словом, а я, как многие художники, считаю себя недостаточно для этого способной. Хотя, может быть, если когда‑нибудь и стану писать мемуары, то сотворю что‑нибудь этакое. На сегодняшний день своим главным достижением в творчестве считаю то, что есть спрос на мою работу: я вижу, что людям это нужно и нравится. А по жизни… по жизни считаю важным оставаться оптимисткой во всем – во всем видеть только радость. Конечно, любая жизнь наполнена взлетами и падениями, победами и неудачами, но я стремлюсь видеть плюсы в любой ситуации».
Ольга САЛТЫКОВА