Вятка – Город Детства! Но у Детства с большой буквы должен быть свой большой и великодушный сказочник. И он есть – это Анатолий Николаевич Афанасьев.
Его имя с гордостью носит кировский театр кукол.
29 ноября Анатолию Афанасьеву исполнилось бы 107 лет. За свою жизнь он создал десятки талантливых спектаклей, получивших высокую оценку критики и зрителей. Он требовал от артистов очень многого. Он звал жить и не сдаваться. Анатолий Афанасьев научил видеть искусство с верной, возвышенной точки!
Сегодня он смотрит на нас с другой стороны, словно из-за «ширмы». Он оставил нам на память свой удивительно интеллигентный голос, прекрасные образы кукол, одушевлённые его художеством; театральные приемы, славные традиции режиссера-кукольника. Мы сохраняем в театре творческое наследие «Вятского Образцова» — Анатолия Афанасьева, продолжаем вкладывать в каждый спектакль все силы и душу, или, как говорил его сын, Вадим Анатольевич: «Играть не руками, а сердцем!»
Младший Афанасьев продолжил дело отца: именно он, наш вятский самородок, природный малахит, раскрыл перед кировскими зрителями культурно-художественный потенциал театра кукол, заложенный его великим отцом. Многое, что помнит на кировской сцене несколько поколений маленьких зрителей, неразрывно связано с нашим театром кукол и спектаклями Вадима Афанасьева. Он был жизнерадостным центром, театральной эпохой поколений! Мы смотрели его постановки, мы целиком выросли на них!
Имена Анатолия Афанасьева и Вадима Афанасьева неразрывно связаны и не только узами крови. По большому счету разделять их творческое наследие — это как резать по живому. Они оба, отец и сын, были и останутся для нас знаковыми символами Вятской культуры.
Мы радовались множеству спектаклей младшего Афанасьева, веселых и трогательных, для детей и для взрослых, тихих и шумных, классических и несколько эпатажных, но одного спектакля мы точно не увидели, не дождались — мастер ушел от нас навсегда, занавес закрылся. Но каким-то чудом этот невоплотившийся спектакль, эта режиссерская «лебединая песня» продолжает звучать, заставляет нас вновь и вновь вспоминать о нем; и поэтому совсем неудивительно, что на днях в театр кукол зашла мастер текстильной игрушки Елена Бобошина и принесла в подарок несколько кукол из этого несостоявшегося спектакля по сказке Пушкина (тоже, кстати, при жизни автора ненапечатанной). Пушкин писал свою сказку в «стол».
Просто так отпустить мастерицу Елену Николаевну мы не могли и поэтому расспросили ее о совместной работе с Вадимом Афанасьевым над спектаклем «Сказка о попе и работнике его Балде». И вот, что у нас получилось.
Бобошина Елена Николаевна – мастер текстильной игрушки, ведет в Кирове мастер-классы при областном доме культуры народного творчества. Она лауреат 2016 года всероссийского фестиваля современной рукотворной игрушки в номинации «Текстильная игрушка».
— Как вы познакомились с Вадимом Афанасьевым? Как получилось, что вы стали вместе работать над этим театральным проектом?
— Все произошло совершенно случайно! С Вадимом Анатольевичем мы познакомились 12 июня на праздновании дня города в Александровском парке, это было года за три до его ухода. Я стояла там со своими куклами, трудилась, заметила еще издалека колоритного человека, в капитанской фуражке, с толстой палкой – веселого! Он подошел ко моему столику и прямо спросил: «А десять таких кукол сможешь сделать? А двадцать?» Смогу, я отвечала, так мы и познакомились, так и началась наша работа над его последним спектаклем по сказке Пушкина.
Он очень интересно, живо рассказывал об идее своей постановки; говорил, что кроме основных, больших деревянных кукол для главных персонажей, ему нужны народные куклы для атмосферы, для создания особого художественного настроения. Все это меня сразу увлекло!
Пьесу по сказке Пушкина он написал сам. В ней помимо основного действия очень важен был годовой круг русско-народных праздников. Вадим Анатольевич хотел, чтобы каждое время года было представлено, как праздник! Осень – это праздники Урожая и Покрова, Зима – Новый год и Рождество, Весна – Пасха и Троица, а Лето – особая пора радости, щедрости жизни! Ему хотелось показать цикличность жизни визуальным ярким рядом, чтобы у ребенка все эти праздничные отрезки времен года запечатлелись крепко. На каждый период предполагалось сделать около двадцати кукол, всего же – восемьдесят. Я успела сделать только четвертую часть.
— Почему он выбрал эту пушкинскую сказку?
— Вадим Анатольевич говорил мне, что давным-давно, лет сорок назад, он как-то у Гоголя прочитал: «Сказка о попе» это не готовое произведение, а театральный материал, что ее можно развивать до бесконечности. Это его зацепило. Он вкладывал очень глубокий смысл в сказку Пушкина! Сама по себе пьеса, как текст, мало передавала его творческий замысел. Он был необычен, с размахом. Мы встречались Вадимом Афанасьевым у него дома, пили чай, говорили обо всем подряд, но как режиссер он никогда не забывал о ребенке. Он все время к нему в своих мыслях возвращался, помнил для кого он делает свой спектакль. Для него детская реакция была на первом месте! «Слеза ребенка», душа ребенка была для него драгоценна. Какой след оставит спектакль в ребенке? Чему научит? Для него это были важные вопросы. Спектакль должен быть не просто развлекательным шоу, а воспитательным, добрым.
— Он мечтал при вас вслух?
Он очень много мечтал, как сам говорил о своей «лебединой песне», о своем последнем спектакле! Он хотел, чтобы о нем помнили! Я рада, что театр кукол бережет память об этом щедром и жизнерадостном человеке. Поэтому-то я и принесла в подарок несколько кукол, оставшихся у меня в домашней коллекции от задумки спектакля по сказке Пушкина.
Андрей Антонов