И была поздравительная телеграмма от Александра Калягина, и речи почетных гостей, и театральные капустники. Были и те, кто поймал свою «Удачу», – в этом году празднование Международного дня театра в Кирове прошло под знаком поисков синей птицы, а художник Марина Селезнева традиционные статуэтки-символы ежегодной театральной премии Кировского отделения СТД РФ «Удача года» воплотила в виде той самой птахи, поймать которую за хвост мечтают все люди искусства. И все-таки что-то упустили. Быть может, самое главное…
Формально праздник удался. Минимум «официоза» на сцене кировской «драмы». И речи – на радость!– не длинны. И с выбором профессионального сообщества (а конкурс «Удача года», как известно, проводится посредством тайного голосования коллег) поспорить трудно: нынче отмечены действительно лучшие работы наших театров в 2013 году. Это «Над кукушкиным гнездом» и «Камень» в Театре на Спасской, «Люби меня, как я тебя!» и «Женитьба Бальзаминова» в театре драматическом, «Русская борзая» и «Кентервильское привидение» в театре кукол. И сценарий вечера был оригинален, одно только участие директора Театра на Спасской Владимира Грибанова чего стоило! Нравоучениями (о стране воображения, например, которая «возвращает любой душе глаза», и синей птице, что может скрываться «за любой дверью») не злоупотребляли.
Не забыли и о главном – да, да, и здесь не обошлось без Олимпиады и факелоносцев. Добавили юмора, лирики, визуальных спецэффектов, шуток на злобу дня (особенно запомнился список «привидений», в том числе Привидение Войны с директором) – и вышло недурно. Да и капустники были хороши.
Традиционные размышления кировских кукольников на тему кукол и кукловодов, ролей – больших и маленьких, грустных и смешных, которые, возможно, спускаются нам «сверху», а быть может, мы и сами вольны в их выборе, в этот раз звучали пооособому.
Появились в высказываниях этого театра и творческая свобода, и политический подтекст, который оказался куда шире, чем проблемы отдельно взятого театра и даже края… Быть может, участие Жени Тарасовой, жены одного из «фигурантов «болотного дела», которая сама по себе для части публики стала символом сопротивления, чаепитие ролей под председательством Безумного Шляпника как аллюзия к сумасшедшим нашим временам, или музыкальное сопровождение (здесь вам и Pink Floyd с и их знаменитой композицией The Wall, и песни на украинском) тому виной, но «капуста» от театра кукол получилась самой острой.
Театр на Спасской в своем капустнике обыграл статус праздника – Международный (!) день театра. И явил публике не только костюмы и другие элементы культуры разных стран, но и показал фасады почти всех известных театров мира. Этакий краткий курс мировой художественной культуры.
На различных языках повторив некую сентенцию на тему театра, актеры театра придали своему «капустнику» привкус интернационализма. Впрочем, без легкой сумасшедшинки и тут не обошлось: Ворон, безмолвно нарезающий круги на велосипеде, сорвал аплодисменты зала. Восторг публики (особенно на общем поклоне в финале праздника) вызвала и Лошадь, которая неожиданно пошла в отрыв и сорвала просто шквал рукоплесканий.
Драмтеатровский «капустник» был решен в стиле ретро: «Джентльмены удачи» получали «Удачу года» за свой спектакль о трех поросятах. Жанр этого действа можно определить как «Невероятные приключения Доцента, Косого, Хмыря и Василия Алибабаевича на театре, рассказанные по фене». Фразы из знаменитого кинофильма неизменно вызывали хохот в зале. К месту пришлись шутки и колкости на счет внутрицеховых и общетеатральных проблем (здесь вам и «новые трактовки», и финансовые неурядицы, и «шалаш искусства»). А закончилось все «уходом в закат» под песенку «Неуловимых мстителей». После чего в празднике была по- ставлена жирная точка.
Но уместнее было бы поставить знак вопроса. Тройной. Не по числу театров, а по числу задачек, разрешить которые еще предстоит.
Во-первых, задачка «миграционная». В этом году значительная часть «стаи» – синие птицы (те самые символы премии «Удача года» от Марины Селезневой) режиссеров и художников – отправились в Москву и Санкт-Петербург Борису Павловичу, Наталье Пахомовой, Елисею Шепелеву, Ксении Малайцевой… Как горячий творческий привет из покинутой ими Вятки. Так и вертелись в голове во время церемонии награждения строки из песни: Стала пуганой птица-удача И не верит чужим рукам, Да и как же ей быть иначе – Браконьеры и тут и там. Вопрос ведь не в том, хорошо это или плохо, что кировская «Удача» уплывает в столицы. Вопрос в том, не слишком ли много развелось у нас «браконьеров от культуры»…
Во-вторых, не ясно, что будет в этом году с театральными премиями. Той, что прозвали в театральной среде «премией им. Галицких» (грант регионального правительства на развитие театрального дела в размере трех миллионов, который прежде по итогам года вручался одному из театров) – о ней на празднике не сказали ни слова. И той, которую региональные власти еще в прошлом году обещали учредить. Анонсировалось, что новая премия будет вручаться с 2014 года в четырех номинациях: «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «За долголетнее и доблестное служение театру», а также «За лучший дебют». Видимо, ее результатов стоит ожидать лишь на будущий год? Но почему бы это начинание не приурочить к Году культуры? Вопрос, конечно, риторический – там виднее. Ну и третья, самая, пожалуй, сложная задачка. Каждый год все три театра минутой памяти чтили память тех коллег, кто не дожил до праздника. Быть может, эта минута и омрачала общий радостный фон, но так из года в год сохранялась наша память, не давая прерваться нити поколений.
В 2013-м и начале 2014‑го годов театральное сообщество города понесло немало невосполнимых потерь: в апреле скоропостижно скончался заслуженный работник культуры РФ, заведующий музыкальной частью кировской «драмы» Александр Афанасьев. В сентябре ушла из жизни народная артистка России Ольга Симонова, много лет служившая в Театре на Спасской. В январе пришла скорбная весть о кончине заслуженного артиста России Вадима Афанасьева, чье имя навсегда связано с Кировским театром кукол… Но почтить их память в день общей встречи всех трех театров отчего-то не сочли нужным, уместным или возможным. И от этого на сердце остались горечь и боль.
Не исключено, что такие минуты молчания кому-то показались простой формальностью, а посему в этот раз решили отказаться как от пустого. Но ведь иногда и простая формальность помогает держаться на плаву, держаться корней и друг друга. Как, например, все те же формальные телеграммы от Калягина, которые он ежегодно к празднику направляет во все театры страны. Телеграмму прочитали и в этом году…
Итоги премии «Удача года — 2013»
Юлия Ионушайте
Фото Марии Ботевой