Ольга Салтыкова: Как Витька Чеснок… или Новое кино со старой историей

Перспектива посмотреть «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», скажу честно, не очень меня прельщала. Что уж делать — не поклонница я социальной драмы, а тем более в ее российском исполнении. Но возможность пойти в отличный уютный кинозал, с отличным звуком и изображением (за это отдельное спасибо «Колизею» и команде) с коллегами, мнение которых я ценю и уважаю, оказалась более заманчивой, нежели перспектива посмотреть любимое душой и сердцем что-то романтично-приключенческое, но в домашних планшетно-кроватных условиях.

 
Сказать, что сюжет и изложение принципиально новы, свежи и неожиданны — нельзя. Но в целом фильм смотрится легко (несмотря на драматичность ситуации), а кое-где можно даже от души посмеяться. И если большинство кинокритиков (и коллег в зале) выделяют игру и участие в фильме бесподобного Алексея Серебрякова, то я бы все-таки скорее отметила Евгения Ткачука (того самого Витьку Чеснока). Потому как Серебряков — во-первых, гуру и ему странно было бы играть плохо, во-вторых, то ли режиссер промахнулся, то ли природа Серебрякова не позволила, но Леха Штырь получился невероятно интеллигентным, а совсем не отморозком, каким он представал в описаниях.

 

 
Главный вопросы, которые поднимает «Как Витька Чеснок…» — привычны для российского (а в особенности постсоветкого) кинематографа: родительская ответственность и безответственность, трудное детство и пути его преодоления, отцы и дети. Ответы пусть и не явные, но тоже вполне стандартные: каким бы ни был отец — равнодушным к нему остаться нельзя (обиженным — да, обозленным на него — да, трепетно любящим — да). И вот именно эту сюжетную линию наверное излишне даже обсуждать. Вот ясно все здесь и очень прозрачно. Родители и дети свои взаимоотношения непременно выстроят: пусть не сразу, пусть только в головах и после смерти одного из них, но выстроят.

 
Другое дело, что в «Как Витька…» затрагивается еще пара острых моментов, они упоминаются вскользь, оставляя ощущение, что создатели фильма просто не решились на то, чтобы пойти дальше. Например, фраза мамы Светки (Ольга Лапшина ) — жены Витьки Чеснока (актриса Ольга Озоллапиня), в сердцах брошенная Витьке (может быть воспроизведу не дословно, зато по сути): «Если ты не собирался жить с ней, то почему не дал аборт сделать? Что ты сказал — пусть рожает, пацана растить буду». В коротком, но эмоциональном монологе суть проблемных межличностных взаимоотношений. Если в вопросах отцов и детей в нашем обществе все ясно (какой-никакой а родитель — прости надо, ребенка в любом случае надо любить), то в межличностных отношения у нас «свобода», за которой по сути скрывается оправдание бесконечной лжи в отношениях. Витька Светку не любит — из-за ребенка женился, которым он пусть и живет с ним вместе мало интересуется. Но вместо того, чтобы по-честному уйти и пусть изредка, но зато качественно видеться с сыном, он изменяет жене с Лариской, которая не сказать, что тоже любит его большой и светлой любовью. Да Витька грозится Светке каждый раз, что уйдет от нее, но ведь не уходит, устраивает сцены из-за ее посиделок с подружками. Светка, конечно, тоже ведет себя чисто по-русски — какой-никакой, а мужичонка при теле…

 

 
Вот докрутить бы этот сюжет — дать ответ… Не дает ответа или не может дать. Да и надо ли? Может и правда в межличностных отношениях важнее свобода — живем как нравится или… как привыкли.

 

 
Теперь к вопросу — смотреть не смотреть. «Как Витька Чеснок..» — это идеальное кино для просмотра узкой аудиторией в арт-зале, когда вам есть с кем его обсудить. Это не настроенческое, не глубокофилософское, а классическое социально-драматическое российское кино. Любите такое? Смотрите, хорошее кино, даже далекое от любого жанра, достойно того, чтобы его смотрели. А еще смотрите хорошее кино в хорошем кинотеатре — обновленный «Колизей» в этой связи, кстати, очень неплох.

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья