Традиция и ее обновление
V студенческий фестиваль «Вятка-креатив», прошедший в ВятГУ в начале декабря, уже часть истории. Два ярких небудничных дня. Хотя по ощущению гораздо больше. Так всегда бывает, когда есть главное – привлекающая внимание, насыщенная программа и интересные лекторы и участники события – традиционные составляющие фестиваля.
Юбилейный, пятый по счету, фестиваль конструировался не просто как отдельный проект Программы развития ВятГУ (2016-2020 гг.), но как целый культурный кластер, куда вошли «Вятка-креатив», «Киров-культурная столица: перезагрузка», плавно перетекающий в просветительский проект «Лекции в Политехническом».
Характерной особенностью «Вятки-креатива» этого года стало участие в нем выдающегося гитариста современной Европы Хейко Планка (Heiko Plank), что подчеркнуло роль университета в его двойном значении: 1) как центра культурных инициатив и 2) как лидера общественной дипломатии региона – темы, достаточно актуальной в повестке российской государственной политики.
Кроме того, в программу фестиваля вписались еще два важных события – деловая игра для журналистов «Проектируем медиагород» и выставка лучших работ Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд». Подобного «настоя креативности», событийной плотности еще не было.
На этот раз фестиваль «сам себя осмысливал», обыгрывая идею креатива в разных сферах – искусстве, прикладных сферах гуманитаристики, digital, урбанистике, дизайне, менеджменте. В фестивальную орбиту «Вятка-креатива-2017» были вовлечены (как это бывало раньше) не только студенты-рекламисты, журналисты, бакалавры/магистры по связям с общественностью, но и студенты самых разных направлений подготовки и разных учебных заведений г. Кирова: дизайнеры, технологи, культурологи, представители IT-технологий, художники, музыканты, маркетологи.
Как всегда, победителей командных конкурсов ждала ВЯКА – авторская работа керамистки Натальи Потапенко – символ фестиваля, его почетный «кубок».
Еще одна особенность – установка на работу в проектных командах. На этот раз отсутствовал традиционный конкурс работ студентов (организаторы решили обойтись без «домашнего задания»). Работа в креативных группах была переформатирована в логике творчества «здесь и сейчас». Заметно обозначилась художественный вектор программы (концерт современной музыки, творческая встреча с композитором, перформанс). Знаков отличия получилось больше, чем традиционных. Но так было задумано. Нужны были новые краски, и в палитре фестиваля они появились.
Школа молодого бойца
Фестиваль «Вятка-креатив, сотканный из мозаики конкретных культурных и образовательных жанров, всегда борется с метрическим временем, и, надо сказать, небезуспешно: каждый из участников и гостей имеет (и на этот раз имел) возможность выбора – выбора того, что ему интереснее, ближе по духу или направлению обучения. Другое дело, что многим хочется «всего и сразу», но формат не позволил это сделать. Выбирать пришлось.
Как-то однажды ректор ВятГУ Валентин Пугач назвал «Вятку-креатив» «школой молодого бойца», и это справедливо: фестиваль за короткий срок приоткрывает студентам отдельные секреты будущих профессий, в том числе, молодых и малоосвоенных практиками, постижение которых требует усилий и целеустремленности. Именно этот момент ректор подчеркнул в своем приветственном слове на открытии:
Быть успешным – недостаточно быть просто креативным. Надо много работать. А на фестивале — работать в командах. Я желаю, чтобы вы почувствовали вкус к тому, чтобы создавать что-то новое, что до вас никто не создавал и чтобы это оценили другие, а, возможно, и использовали в жизни.
Гость фестиваля, член Общественной палаты Российской Федерации от Кировской области Андрей Усенко поддержал В.Н. Пугача и пожелал участникам «быть смелыми в генерировании и отстаивании своих творческих идей, доводить замыслы до реализации. Общество как никогда нуждается в ярких и амбициозных проектах, чему, есть надежда, будет дан старт на фестивале «Вятка-креатив».
Кто они, мастера?
«Вятка-креатив» – это букет разных активностей – коммуникативных творческих, эмоциональных, профессиональных. Он дает настройку на диалог между практиками и теми, кто мастерству еще только учится. Организаторы постарались в качестве экспертов пригласить известных и признанных в своих сферах профессионалов, излучающих мощную энергию лидерства. На этот раз ими были как уже знакомые студенческой аудитории по прошлому году спикеры, так и новые лица. Окружной формат проекта был представлен спикерами из Чувашии (Чебоксары), Башкортостана (Уфа), Нижнего Новгорода. Федеральный уровень обеспечили гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска.
Кто они, мастера?
Шакирский Олег (Нижний Новгород) – президент рекламного агентства «С.С.С.Р.», президент Международного фестиваля социальной рекламы «Мы!/We!», художественный руководитель Центра культуры «Рекорд» (Нижний Новгород). В 2001-2002 гг. — организатор первых фестивалей социальной рекламы в России. Председатель жюри конкурса студенческих работ предыдущих 4-х фестивалей «Вятка-креатив». Тема его практикума — «Креатив в культуре. Как спасать культуру и зарабатывать на этом деньги?»
Дмитрий Донсков (Чебоксары) – член Общественной палаты Российской Федерации, сооснователь в НП «Мегацель – Лучший город», креатор. Вместе с Максимом Оссовским провел хакатон на тему «Креативность как приоритетный принцип развития университета. Квартал 119».
Осовский Максим (Москва) – эксперт-практик в области управления организационными изменениями, развития бизнеса и построения взаимоотношений с государственными органами. Бизнес-тренер, консультант по формированию стратегии и подхода к обучению пользователей SAP. Преподает открытые и корпоративные программы в ведущих вузах и бизнес-школах страны, среди которых — РАНХиГС при Президенте РФ и Британская высшая школа дизайна.
Габитов Раис (Уфа) – известный российский блогер, общественный деятель, директор коммуникационного агентства R&R. На фестивале вел креативный практикум «Тренд социальных сетей. Как создать креативное видео?».
Кизеев Вениамин (Томск) — зам. председателя Правления Национальной ассоциации управления проектами СОВНЕТ, эксперт компании ВИН Бизнес решения. Автор/спикер семинара «Как обратить креативный стартап в бизнес?»
Бударина Алена (Москва) — режиссер, художник, культуртрегер. Руководила лабораторией перформанса «NAGOTA»
Аверин Никита (Санкт-Петербург) — современный российский писатель, сценарист и блогер, автор книг в жанрах боевой и детективной фантастики. Провел мастер-класс на тему «Как продать свой креатив / Как продать свое творчество?»
Про Никиту Аверина необходимо сказать отдельно. И не потому, что об остальных нечего сказать (еще как есть!), а потому, что Никита – уроженец вятской земли (род. в Кирово-Чепецке), учился в ВятГУ, в настоящее время живет в Санкт-Петербурге и достаточно популярен в молодежной интернет-среде. В интервью студенческому телевидению ВятГУ, обращаясь к студенческой аудитории, он сказал:
Я желаю вам никогда не отчаиваться и не думать, что ничего не получится. Каждый человек – творец своего счастья, и любой молодой человек (вот как я, например), может приехать в Санкт-Петербург или столицу, покорить ее, стать известным. Я верю, что так и будет у тех, кто действительно хочет достигнуть цели.
Остановленное время Хейко Планка
Примером подлинного креатива стал концерт немецкого композитора и гитариста Хейко Планка, органично вписавшийся в программу фестиваля. Его выступление, состоявшееся в зале камерной и органной музыки «Александровский костел», собрало любителей академической музыки и вызвало однозначно сильные эмоции, прежде всего, звучанием необычного инструмента – plank’a. Этот новый вид 8-струнной электроакустической гитары – изобретение Хейко Планка, названное им своим же именем. Получилась удачная и даже остроумная игра слов: Планк играет на plank’e. Концерт был построен в виде разворачивающейся непосредственно на глазах публики импровизированной композиции, драматургия которой задана авторской ассоциацией-образом Drifting waves («Дрейфующие волны»), основанной, по большей части, на стилистике минимализма, суть которой заключается в попытке «остановить время» средствами музыкальной выразительности.
Вот только несколько откликов на концерт немецкого музыканта, впервые посетившего Россию:
Для меня концерт Хейко Планка стал знаковым несмотря на его, казалось бы, камерный характер. И дело не только в оригинальном инструменте и необычной музыке гостя из Германии. Важным показалось то, что столь нетривиальное событие состоялось в рамках фестиваля «Вятка-креатив». Это, безусловно, знак того, что университет органично вписывается в широкий современный культурный контекст, становясь средоточием интереснейших событий в городе
— Лада Сыкчина, ВятГУ.
Побывала на концерте замечательного музыканта из Германии, который играл на собственно придуманном инструменте в стиле свободной импровизации. Мне очень понравилось и звучание plank’a, и исполнение
— Юлия Матвеева, 1-й курс, бакалавр, ВятГУ.
Вятка-Креатив-2017 Вятка-Креатив-2017
Это было необычно и завораживающе. Очень хотелось бы так свободно поимпровизировать с маэстро на каком-нибудь фестивале современной музыки,
— Станислав Хусаинов, член Союза композиторов РФ (Кировское отделение), преподаватель Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина.
Не буду утверждать, что желания всегда исполняются, но в данном случае (если иметь в виду состоявшийся дуэт Планк-Хусаинов (plank-клавишные) на творческой встрече со студентами-лингвистами и студентами эстрадного отделения КОКМИ им. И.В. Казенина), есть надежда, что так и будет.
Фестиваль как импровизация
Дух импровизации пронизывал все содержание, форму, коммуникацию фестиваля. Он ворвался на открытии пластическим этюдом студентов (автор – Екатерина Скоробогатых, выпускница ВятГУ), обыгравших идею города-реки и птенцов, клюющих зерна креатива как символа причастности к будущему урожаю творческих идей. Импровизировали (креативили) все – от мастеров-практиков, директоров институтов ВятГУ, экспертов до первокурсников, впервые оказавшихся в условиях равного участия со своими преподавателями и руководителями в творческих играх.
Необычным получился и финал: завершавшийся тренинг Вениамина Кизеева буквально наложился на начало ритмических движений перформаторов лаборатории Алены Будариной. Как признался спикер, «впервые я заканчивал бизнес-семинар в таких необычных условиях – под ритм перформанса, совпавший с моим ощущением времени. Это было здорово».
Заключительный аккорд финального действа фестиваля поставил Павел Руднев (Москва), театральный критик, доцент ГИТИСа, помощник художественного руководителя МХТ и. А.П. Чехова и ректора МХАТ в проекте «Лекции в Политехническом», который вывел финальный флешмоб фестиваля на уровень теоретического осмысления современного постдраматического театра. Встреча с театральным критиком, которая состоялась при содействии Кировского отделения Союза театральных деятелей, оживила традиционное представление о театре, спровоцировала активный интерес к новым именам и вселила надежду, что в какую бы сторону театр не двигался, он всегда будет сохранять свое непреходящее значение.
«Вятка-креатив» — это больше, чем университетский проект. Он совершенно созрел как культурный продукт, чтобы выйти в городскую среду для видимых изменений жизни вокруг (участники и эксперты об этом сказали прямо на церемонии награждения: «ждем теплого времени года в следующий сет фестиваля, чтобы покреативить в ландшафте города»). Это образ жизни и инструмент для тех, кто хочет перемен к лучшему.
Пятикратный опыт проведения фестиваля показал, что «Вятка-креатив» всегда отвечает на вызовы времени, адаптируется к новым запросам общества, экономики, культуры. Если на 1-м фестивале студенческие работы (в основном, рекламистов) едва разворачивались в сторону не заштампованных форм, то поиск подлинного креатива – поиск неожиданного в самом обыденном, оригинального в самом тривиальном – это именно то, чему учили, чем делились и что требовали мастера-практики от участников V фестиваля. Как оказалось, с креативом в культуре дело обстоит гораздо сложнее, чем в рекламе. Рекламный продукт создавать, продвигать и продавать легче, чем культуру. На этот момент обратили внимание все эксперты.
Ну, а что же с креативом?
Сегодня креативная идея/продукт – это шаг к креативной индустрии, креативной экономике – актуальному и перспективному сегменту в деятельности культурных и образовательных институций. Тема найдена, и ее хватит для развития надолго. «Вечная тема». На хакатоне М. Осовского-Д. Донскова шла дискуссия по созданию виртуальной валюты Вятcoin для упрощения процедур внутриуниверситетского администрирования и для коммуникациии в iКампусе SmartКвартала 119 – стратегического проекта ВятГУ. Идея уже поддержана, разработано техническое задание (ТЗ), осталось ее внедрить. А команда студентов-культурологов практикума О. Шакирского предложила идею культурного фитнеса (по аналогии с физическим здоровьем), реализованную на первом этапе в виде сайта и подробной методической инструкции. Это ли не примеры быстрой конвертации креативной идеи в реальную практику?
Будет ли «Вятка-креатив» иметь продолжение?
Вместо ответа приведу отзывы посетивших его участников:
Раис — очень интересная личность. Он рассказывал нам о своей жизни и деятельности. Смотря на таких людей, как Раис, в тебе просыпается вдохновение, тебе хочется что-то творить, создавать, хочется креативить. 8 декабря мы закончили работу над нашим роликом и с нетерпением ждали результатов. В 15.00 прошла презентация проектов. В итоге наша команда «Фалафель» заняли 1 место,
— Юлия Матвеева, 1-й курс, бакалавр, ВятГУ).
Вениамин Кизеев поделился своими профессиональными знаниями, опытом, дал ценные советы, помог посмотреть на некоторые вещи другими глазами, донес до нас, что не нужно бояться пробовать что-то новое, не нужно бояться провала и неудачи. На семинаре у меня произошла перезагрузка, я сделала для себя выводы и вдохновилась на новые свершения.
«Вятка-креатив» — замечательное мероприятие, которое дает массу новых знаний и ощущений, возможность проявить себя, открыть новые интересные знакомства. И конечно, огромная благодарность организаторам, а также хедлайнерам за столь интересные выступления,
— Александра Кузнецова, 1-й курс, бакалавр, ВятГУ.
Креативный практикум Олега Шакирского вдохновил нас, оставил самое положительное впечатление. Мы поняли, что любую идею в культуре можно предложить обществу и даже ее продать,
— Наталья Зайцева, Алена Алиханова, культурологи, 4-й курс, ВятГУ.
Лично для меня Никита Аверин стал огромным примером. Являясь уроженкой Кирово-Чепецка, я не могла представить, что кто-то из моих земляков может пробиться, стать известным, заниматься чем-то любимым, творческим, ещё и зарабатывать на этом. Мои стереотипы были разрушены,
— София Микрюкова, 1-й курс, бакалавр, ВятГУ.
Участие в таких проектах, как «Вятка-креатив», дает пищу для размышлений, возможность показать себя, удовлетворить духовные потребности и многое другое,
— Юлия Матвеева, 1-й курс, бакалавр, ВятГУ.
Мастерская перформанса в университетских стенах? Это что-то новенькое.
Перформанс – это искусство действия, действия «здесь и сейчас», ворвавшегося в повседневный, рутинный ритм университета». NAGOTA – это перформативные практики, ставшие для участников попыткой разобраться в себе, измениться, получить новые ощущения, опыт. NAGOTA – это возможность освободиться, обнулиться и создать себя заново через действие. Спасибо, Алёна Бударина, за полезную практику! (Софья Пикулева, Вятский областной художественный музей).
Пойду ли я на фестиваль в следующем году? Бесспорно! И не только в следующем 2018, но и в 2019 и 2020. Я считаю, каждый должен хоть раз побывать там, прочувствовать атмосферу творчества, поучаствовать в мастер-классах. Это такое пространство, куда хочется возвращаться еще и еще…,
— София Микрюкова, 1-й курс, бакалавр, ВятГУ.
Для меня «Вятка-креатив» — важная часть жизни. И не только моей. Это важная часть жизни Кирова и общероссийского культурно-социального контекста. Ведь культура состоит из фрагментов и делается конкретными людьми. То, что происходит на фестивале «Вятка-креатив», бесценно. Студенты выходят за горизонты обыденного и получают мощные импульсы творческого самопознания, которые безусловно скажутся на всей их последующей жизни. Возможно, кто-то из них впоследствии даже не вспомнит, что стало поворотной точкой их мироощущения. Но глядя в глаза некоторых участников фестиваля, я в очередной — пятый по счёту — раз убеждался в том, насколько верной и всегда своевременной является сама идея такого форума креатива. Уверен, пока у организаторов будет хватать сил раз за разом открывать для молодых людей креативные порталы, что-то очень важное будет происходить в отдельно взятом городе Кирове и неуловимо сказываться на всём культурном пространстве страны. Не сомневаюсь, что идея проведения фестиваля будет и дальше находить поддержку у руководства опорного Вятского государственного университета,
— Олег Шакирский, спикер, Нижний Новгород.
P.S.
СПАСИБО всем, кто приехал, помогал, поддерживал, участвовал, был рядом в эти дни. Дни, равные не себе, а целому году.