КСП: унитарные предприятия работают неэффективно

На прошлой неделе стали известны результаты аудита эффективности работы областных и муниципальных унитарных предприятий, проведенного Контрольно-счетной палатой Кировской области.

Аудит показал, что доходность организаций, фактически принадлежащих городу и области, в последние годы остается по-прежнему низкой. Напомним, что речь идет в том числе о таких предприятиях, как «Облкоммунсервис» (о нем подробнее чуть ниже), «Агентство энергосбережения», «Корпорация развития Кировской области» и др.

 

«Доля отчислений в областной бюджет от чистой прибыли областных унитарных предприятий не превышает 2 % в общей сумме неналоговых доходов, а ежегодные отчисления муниципальных предприятий за последние три года не превышали 0,5‑0,6 % в общей сумме неналоговых доходов местных бюджетов»,– говорится в отчете КСП Кировской области.

 

Только половина муниципальных унитарных предприятий в течение последних трех лет имела положительный финансовый результат. Действующие областные унитарные предприятия в основном работают в плюс, однако вместе с тем 70 % из них характеризуются низким уровнем рентабельности (менее 5 %). И это, заметьте, притом, что за последние три года из бюджета области на поддержку муниципальных и областных унитарных предприятий было выделено около 1,5 млрд рублей.

И одна из причин такого положения дел – безграмотное и безответственное управление. Яркий пример – КОГУП «Облкоммунсервис», сфера деятельности которого связана с жилищно-коммунальным хозяйством.

 

Руководством предприятия, считают специалисты КСП, допускалось необоснованное отвлечение средств на длительный срок при наличии потребности в оборотных средствах; зафиксировано начисление зарплаты за неотработанное время, принадлежащий КОГУП транспорт использовался с грубейшими нарушениями

 

Кроме того, «Облкоммунсервис» является учредителем трех хозяйственных обществ, которые безвозмездно используют имущество предприятия, за его счет пользуются коммунальными услугами и услугами связи. КСП отмечена экономическая нецелесообразность внесения в уставный капитал дочерних предприятий денежных средств «Облкоммунсервис» и областного недвижимого имущества.

– Зачастую директора унитарных предприятий расходуют полученные доходы на оплату труда руководящего состава и работников (притом зарплата первых выгодно отличается от зарплаты вторых), – отметил, выступая на недавно прошедшем пленарном заседании ОЗС Юрий Лаптев. – В это же время обновление основных фондов организаций (в некоторых случаях степень износа превышает 70 %) происходит крайне медленно. Более того, в 30 % муниципальных районов и городских округов установлены факты совершения унитарными предприятиями сделок по распоряжению муниципальным имуществом с нарушением законодательства: продажа имущества, его списание, передача в аренду происходят без согласования с собственником, без проведения обязательной независимой оценки, торгов, без юридического оформления правоотношений.

 

Конечно, возникает закономерный вопрос, куда смотрят муниципалитет и область – или это все происходит с их ведома? Похоже что так – по информации КСП, в 80 % муниципальных районов и городских округов в течение трех лет не разрабатывались и не утверждались планы финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, не проводятся инициативный аудит, оценка эффективности работы предприятий, аттестация их руководителей. Тогда встает закономерный вопрос: что это – преступная халатность и непрофессионализм или исполнительная власть намеренно закрывает глаза? На этот вопрос ответа пока нет.

Предыдущая статьяСледующая статья