Спор о том, футбольная ли страна Россия, совсем скоро на какое-то время потеряет смысл. Целый месяц она будет самым футбольным местом на земле.
КАКИМ запомнится это необыкновенное лето нам и всему миру?
– Это будет лучший чемпионат мира в истории! – Конечно, президент ФИФА Джанни Инфантино не мог не произнести эти слова. То же самое до него говорил Йозеф Блаттер – и перед прошлым турниром в Бразилии, и перед позапрошлым в ЮАР… Так принято, и не стоит воспринимать это слишком буквально.
Но дипломатия дипломатией, а что на самом деле требуется, чтобы о чемпионате мира и годы спустя вспоминали пусть не как о лучшем в истории, но как об одном из самых ярких? Для нас главное, понятно – не ударить в грязь лицом с его организацией. Соревнований такого[end_short_text] масштаба и с такой логистикой стране проводить ещё не доводилось. Даже Олимпийские игры в сравнение не идут. Что-то подсказывает, однако, что в этом плане всё будет в порядке. Что-что, а гостей принимать, не скупясь на затраты, мы умеем.
Но это важно для нас как хозяев. А что мир должен увидеть в России, чтобы «наш» чемпионат остался яркой страницей в истории футбола? Об этом корреспондент «АН» поговорил с одним из признанных авторитетов международной футбольной журналистики. Кир Рэднедж много лет возглавлял популярный английский журнал World Soccer, написал три десятка книг, а сегодня ведёт собственный сайт, заведует футбольной секцией Международной ассоциации спортивной прессы и сотрудничает с множеством изданий, телеканалов и интернет-ресурсов разных стран.
– Интересный вопрос… Если вы об уровне организации, то он здесь как раз большой роли не играет. То, как был проведён тот или иной чемпионат, быстро забывается – в книгах и справочниках остаётся только футбол.
– Нас, вероятно, эта сторона дела волнует потому, что спортивным успехом нам, скорее всего, гордиться не придётся. Остаётся проявить себя умелыми хозяевами. Как южноафриканцы в 2010-м.
– Да, Южная Африка показала, что чемпионат мира по футболу можно успешно организовать в любой точке планеты. Если вложить в это достаточно денег, знаний и людских ресурсов.
– Даже в Катаре, как выясняется.
– В Катаре – тем более! Там-то уж с деньгами проблем точно не будет.
Звёзды, драмы, скандалы
– Ну тогда давайте собственно о футболе. Каким по счёту в вашей карьере будет чемпионат мира в России?
– Четырнадцатым, если не ошибаюсь. Первым был домашний, в 1966-м. Я тогда написал несколько заметок о сборной Франции и побывал на всех играх, проходивших на «Уэмбли».
– И какой из этих турниров назвали бы лучшим?
– Пожалуй, 1970 года в Мексике. Так считают многие, хотя отчасти это связано с тем, что он стал первым в эру цветного телевидения. Люди увидели футбол в цвете, и это произвело мощное впечатление. Но запомнился ЧМ-1970, конечно, не только этим. По счастливому совпадению там были ещё великий Пеле и великая сборная Бразилии…
– Что должно быть на чемпионате мира, чтобы он вошёл в историю?
– Классный футбол на всех этапах – это первое. Как минимум один великий игрок и ещё пара-тройка близких к нему по уровню. Несколько действительно незаурядных команд. Один-два матча, которые будут вспоминать многие годы. Драматические повороты, спорные моменты… Ну и наконец, яркий финал. Мне кажется, в последний раз все эти условия сошлись в 1986 году в Мексике.
Количество и качество
Кто помнит тот чемпионат – конечно, согласится. «Классный футбол на всех этапах» – это и блестящая сборная СССР, и отличный дебют датчан, и остановившая их Испания, и преобразившаяся по ходу турнира Бельгия. Главная звезда – конечно, Марадона, но увидела Мексика и Платини, и Зико, и молодых Бутрагеньо, Шифо, Микаэля Лаудрупа, и удостоенного в тот год «Золотого мяча» Игоря Беланова.
Не было недостатка и в драматических сюжетах – вспомнить хотя бы матч 1/8 финала СССР – Бельгия. Или четвертьфинал Бразилия – Франция, где смазали пенальти двое великих: Зико – по ходу игры, Платини – в послематчевой серии. Ну а что касается спорных моментов, то что сравнится с легендарной «рукой Бога», которой Марадона отправил мяч в ворота англичан?
– В Мексике мы в последний раз увидели достойный финал, – считает Рэднедж. – К тому же одним из его героев стал игрок, который входит в список величайших футболистов всех времён.
Речь, конечно, о том же Марадоне. Финал Аргентина – ФРГ действительно удался. Южноамериканцы вели 2:0, немцы сравняли счёт, и только за 6 минут до конца Аргентина вырвала победу – 3:2. Фамилии Марадоны на табло не было, но именно с его гениальной передачи Бурручага забил решающий мяч.
– Почему ни один из последующих чемпионатов не дотянул до уровня Мексики-1986?
– На мой взгляд, во многом это связано с увеличением количества участников. С 1998-го их стало 32, а теперь ФИФА планирует расширить турнир до 48 стран. Естественно, это не могло не отразиться на среднем уровне команд и качестве футбола. К тому же при 16 и даже при 24 участниках календарь турнира был не таким плотным, футболисты имели больше возможностей для восстановления между матчами. Теперь команды, дошедшие до финала, добираются до него слишком усталыми, чтобы показать яркую креативную игру. Впрочем, что толку об этом жалеть? Такова тенденция, и вспять её не повернёшь. А я, возможно, просто слишком люблю историю…
Источник: № 21(614) от 31.05.18 [«Аргументы Недели»]