18 апреля в выставочном зале Вятского областного художественного музея им. А. М. и В. М. Васнецовых открылась выставка «ЛАВ КРЫМ» Елены Авиновой.
«ЛИШЬ БЫ БЫЛ МИР»
Кто мог предположить, что тема выставки, заявленная чуть ли не год назад, сегодня окажется одной из самых актуальных. Крым, точнее «ЛАВ КРЫМ». С точки зрения написания: «Лена АВинова. Крым», а с точки зрения
произношения (англ.): «Люблю Крым». Сейчас вокруг Крыма ажиотаж, он под пристальным вниманием людей самых разных профессий. Первый канал всю минувшую неделю «крутил» серию скороспелых репортажей под спорным названием «Остров Крым», в которых словно впервые открывал нам эту землю – и без того всем хорошо знакомую…
«Мне все равно, кому будет Крым принадлежать, – говорит Елена, – лишь бы был мир, лишь бы никто не делил эту землю и не строил здесь небоскребов и торговых портов».
Эту землю Лена открыла для себя десять лет назад и почувствовала себя на ней так легко и комфортно, что почти ежегодно приезжала сюда, чтобы насладиться солнцем и морем, красотой крымской природы и хорошим вином.
«Это самое прекрасное время в моей жизни, – признается она, – я только рисую и фотографирую эти две-три недели отпуска».
За эти годы Лена с друзьями объездила почти весь полуостров и была в разных местах, среди которых Ялта,
Севастополь, Судак, Форос, Симеиз, Мисхор, Кореиз, Гаспра, Новый Свет, Рыбачье, Фиолент и другие. Причем жила не в гостиницах или отелях, а на съемных квартирах, в маленьких гостевых домиках где-нибудь рядом с морем. Многие из этих мест вы увидите на выставке.
КАК ВСЕГДА – ИНТЕРЕСНО И НЕОЖИДАННО
«ЛАВ КРЫМ» – завершение выставочной трилогии, которую Лена условно называет «Что я люблю». Первой была выставка «ЛАВ ГРАФИКА» (2004), второй – «ЛАВ КРАСНОЕ» (2007).
Работы для «ЛАВ КРЫМ» собирались в течение восьми лет. На выставке представлено около 60 графических листов, выполненных в разной технике (сухая кисть, темпера, сепия, фломастер, гелевая ручка).
Как известно, глаз художника жаден до красоты. Художник не сможет пройти мимо архитектурных памятников старины, не попытавшись сделать фотоснимок или набросок с натуры.
Однако представленные на выставке графические листы не назовешь этюдами или просто рисунками с натуры.
Это вполне законченные, выполненные на высоком профессиональном уровне работы, хотя и делались они одномоментно, как говорится, сразу начисто, в короткий промежуток времени, когда художник обычно создает лишь эскиз для будущего произведения. Более десятка листов сделаны в имении Георгия Романова «Харакс» в Гаспре, несколько работ – в парадном Воронцовском дворце и парке в Алупке, кроме того, запечатлены дом Голицына в Новом свете, вилла «Ксения» в Симеизе, монастырь в Фиоленте и многое другое.
Но есть и другое: старые домишки, веранды, беседки, маленькие дворики с сохнущим бельем, крутые ступени, ведущие к морю, пляжи с лежаками, прибрежные скалы – все это запечатлено с явной любовью.
«Многие считают, что в Крыме больше цвета. Для меня в нем главное –как падает свет. Как он отражается.
Как проникает сквозь листву. А это прежде всего тональность, графика», – так комментирует свои работы Елена.
Графические листы преобладают на этой выставке. Кроме того, вы увидите несколько живописных работ, вы- полненных в ярких, солнечных красках.
Но центром экспозиции стала инсталляция под названием «Комната с голубой дверью». Это настоящая, выстроенная между колоннами одного из залов комната, так сказать собирательный образ съемной летней комнаты в Крыму. В ней воссоздана типичная обстановка: диван-кровать, стол –обеденный и рабочий одновременно, телевизор и ноутбук, веревка, на которой сушатся купальники, и рисунки, рисунки, развешанные по стенам, лежащие на столе.
Кажется, что хозяйка только что вышла на минутку, а вы заглянули в это время в ее жилище и с интересом рассматриваете его. Главное впечатление производит окно, за которым – и это мы видим – шумит и плещется море. И сделано это здорово, особенно если принять во внимание то, что команда сотворила все это за два дня.
ОТЗЫВЫ И МНЕНИЯ
Пришедшие на презентацию глава депкультуры Павел Сырцев, художник Сергей Горбачев, директор Театра на Спасской Владимир Грибанов, актриса Марина Карпичева, заведующая выставочным залом Генриетта Чапурина говорили об этой персональной выставке не по долгу, а по душе, подчеркивая многогранность таланта Лены Авиновой, ее поразительное трудолюбие – ведь работу главного художника Театра на Спасской она сочетает с ежегодными выставками живописи и графики, поездками в другие города, куда ее приглашают как опытного сценографа, кроме того, она постоянно занимается дизайном книжных изданий.
Елена, в свою очередь, с благодарностью вспомнила всех своих друзей и подруг, кто вместе с ней отдыхал в Крыму, создавая ей условия для творчества, и прежде всего ушедшую из жизни Татьяну Борисову, которая, как сказала Марина Карпичева, незримо присутствует во многих работах. Елена уверена в том, что ее окружают добрые и верные друзья и коллеги, с которыми легко и радостно идти по жизни. Пусть так будет всегда!