Ольга Салтыкова: Человечность и формы ее восприятия

Ольга Салтыкова Спектакль Гудбай, Берлин! в Кирове в театре на Спасской. Отзыв

Звучит как тема большого философского трактата, а на самом деле речь пойдет о премьерном спектакле Театра на Спасской «Человечный человек». Точнее о большом проекте Театра- «Пойдем вместе», значительной частью которого и стала премьера.

 

 

 

Во-первых, о самом проекте. Это однозначный успех уже потому, что настолько разношерстную, разновозрастную, разнополую, разноувлеченную публику вы едва ли когда-нибудь еще могли встретить в театре. Казалось, что в день премьеры весь город сказал – пойдем вместе, и люди буквально стеклись в зал, так что свободных мест не осталось не только в креслах партера и амфитеатра. А потом раздался третий звонок…

 

 
Действительно, насколько удивительно близка современная финская драматургия российским реалиям. Даже если бы Карри Куккия, сыгранного неподражаемым Александром Королевским, звали Виктором Вавиловым (не знаю, почему так), то суть повествования ничуть не изменилась бы, разве что больнее бы резала, вгрызалась бы в сознание. Находясь в зале, меня не покидало ощущение, что действие развивается немного медленнее, чем я ожидала, что диалоги можно было сократить, придав динамики. Но затем пришла к выводу, что все не случайно: быстрый темп, присущий обычной жизни лишает человека глубины чувствования – нет времени на долгое сострадание, нет времени на проявление любви. Так что все правильно – восприятие того, как мы сами убиваем в себе человеческое, должно быть мучительно долгим. Оценить то, насколько оказываются ненужными, неудобными и странными те, кто готов бескорыстно отдать себя ради счастья других, нельзя за пять минут. Иначе ничего не изменится, а искусству театра роскошь проходить бесследно не доступна.

 

 
Уже после первого отделения спектакля казалось, что люди стали как-то по-другому смотреть друг на друга – с заинтересованностью что ли, с желанием понять, да и вообще стали друг на друга смотреть, что в наше время само по себе редкость. И снова третий звонок…

 

 
И все понятно, как должно все закончиться. И смерть героя неизбежна, но ты ждешь… А он умирает. А вот здесь уже приходит понимание не того, что жаль Карри (жаль, конечно, но ведь он все-таки лишь персонаж), а, например, того, что я невероятно люблю своего папу. И если он вдруг этого никогда не прочтет, то скажите ему об этом. И так у каждого, приходит что-то свое. Не знаю, продолжит ли Театр на Спасской свой проект, но, на мой взгляд «Человечного человека» нужно смотреть именно так – идти вдвоем (а может быть и больше) и делать себе прививку восприимчивости. И если даже эффект вдруг окажется непродолжительным (а жизнь она такая, что возможно все), то как минимум здесь и сейчас те, кто с вами вас по-настоящему увидит, а вы их – и так по кругу.

 

 

 
P.S. Несколько смазали впечатление от увиденного финальные речи. Вроде бы и все правильно сказали, и новости радостные о том, что театру быть озвучили. Но как-то неуместно это было, не ко времени. Ведь не за то зритель актера ценит, что он много (или мало берет), не потому актер талантливо играет, а потому, что по-другому не может. И вот когда каждый на своем месте по-другому не сможет, тогда все будет как надо – и с человечностью, и с формами ее восприятия.

Предыдущая статьяСледующая статья