Ольга Салтыкова: Обыкновенное чудо – время любить!

Ольга Салтыкова Спектакль Гудбай, Берлин! в Кирове в театре на Спасской. Отзыв

Как славно! Какой особенный день! Мне все так удается сегодня. Пожалуй, так следовало бы начать писать о премьере Театра на Спасской «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Следовало бы, а сложилось иначе. Это был до невозможности суматошный день – из тех, в которые дела наваливаются разом, а события сыплются словно из рога изобилия, все нужное ломается, а планы перекраиваются сами собой… В вечер именно такого дня я и попадаю на премьеру. Три звонка уже прозвенели, и я в потемках, стараясь не побеспокоить других зрителей, пробираюсь к единственному пустому креслу в зале (это мне еще повезло), усаживаюсь в него и замираю в ожидании чуда…

 

«Обыкновенное чудо» в интерпретации Марка Захарова я знаю почти наизусть, поэтому реплики актеров проговариваю беззвучно – наше театральное чудо (режиссер Наталья Красильникова), также как и фильм, максимально приближено к тексту пьесы.
Наверное всегда, когда по той или иной пьесе уже есть удачная (потрясающая, талантливая) постановка – не важно театральная или экранная – есть опасение не дотянуть до соответствия ожиданиям публики. Но риск – это привычное состояние «Театра на Спасской», здесь не боятся самых смелых экспериментов. Так и в «Обыкновенном чуде»..

 

Волшебник в исполнении Александра Королевского – совсем не тот, что у Янковского. Волшебник Королевский чудоковатый, озорной, немного наивный и у него чудачество вроде наделения кур усами выглядят, пожалуй, естественнее, чем у загадочного глубокого Янковского. А потому ты веришь, снова веришь в то, что он мог из жалости ли, или из легкомысленности и вдруг возникшего желания (этакой мимишности) превратить медвежонка в человека, потом спохватиться и предложить, опять же не подумав, странное «оборотное зелье».
А вот король в исполнении Александра Трясцина на удивление (потому как восхищаюсь многими его другими ролями) не нашел отклика в сердце. Как будто ему самому было настолько же неудобно быть в роли короля, насколько человеку его роста устраиваться на узенькой лестнице (шедевральное сооружение Катерины Андреевой — главного художника театра), демонстрируя дискомфорт, который он ощущает, когда общается с любым другим кроме его дочери принцессы (Александра Попова).

 

В «Обыкновенном чуде» Натальи Красильниковой в очередной раз на редкость удачно прозвучали знакомые зрителю как минимум по «Гудбай, Берлин» актерские дуэты: Александр Карпов (охотник) и Евгений Лютиков (ученик охотника), Константин Кочнев (палач) и Ирек Галлямов (министр-администратор). К слову, от спектакля к спектаклю не устаю восхищаться игрой Ирека Галлямова, а ведь в том же «Обыкновенном чуде» ему пришлось «потягаться» в исполнительском таланте с самим Андреем Мироновым. Впрочем, сравнение – это моя слабость, а сила Галлямова как раз в том, чтобы ни с кем не тягаться, а играть роль, как он сам ее чувствует.

 

Абсолютным открытием для меня стала и Нина Чернышова в роли придворной дамы. И пусть истории Эмиля и Эмилии в постановке Театра на Спасской уделено не так много внимания, как в одноименной киноленте, Нине Чернышовой удалось сделать свой персонаж невероятно запоминающимся.

 

О ролях и героях «Обыкновенного чуда» можно говорить еще очень долго и пространно, потому как каждый из них заслуживает целой отдельной публикации. Но на вряд ли даже такое длинное изложение сможет заменить просмотр спектакля, то есть абсолютно точно не сможет – спектакль хорош. И все-таки вопросы есть: почему Шварц? почему «Обыкновенное чудо»? почему сейчас? Как есть и внутренние ответы, потому как пришло время любить. Любить по-настоящему: без страхов, тревог и сомнений. Время любить себя, людей, мир, жизнь. Именно сейчас, особенно сейчас. Любить и верить в обыкновенное чудо, которое свершается каждый день, давать ему свершаться.

Предыдущая статьяСледующая статья