Куда уходят бюджетные деньги?

Этот резонный вопрос депутаты ОЗС Кировской области задали руководству ОАО «Победилово»

 

О многомиллионных вливаниях из бюджета области в кировский аэропорт знают все. И многие, прежде всего простые кировчане, задаются вопросом: а так ли уж необходимо в условиях и без того дефицитного бюджета выделять такие немалые средства предприятию, которое все никак не «встанет на крыло»? Вопрос эффективного использования бюджетных средств волнует и народных избранников, которые ежегодно утверждают самый главный финансовый документ области. И так или иначе несут ответственность перед своими избирателями за принимаемые решения.

 

Вопрос о финансовой поддержке «Победилово» стоит на повестке дня не первый год. И, судя по всему, еще долго останется актуальным: сегодня планово-убыточному предприятию без господдержки просто не выжить. Почему же принимаемые меры (читай: выделяемые средства) пока не принесли желаемой отдачи? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, депутаты областного Законодательного Собрания посетили кировский аэропорт с рабочей поездкой. Поездка состоялась по решению и инициативе комитета по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи ОЗС. Всего же в ней приняли участие около четверти депутатского корпуса, в том числе председатель Законодательного Собрания Алексей Ивонин и его заместители, руководители комитетов.

 

Где ты, точка безубыточности?

Казалось бы, кировчане регулярно слышат массу хороших новостей о жизни нашего аэропорта. Вот региональные СМИ сообщили, что открыт зал бизнес-класса в здании аэровокзала, вот Интернет множит ссылки на новость о принятии в эксплуатацию обновленной взлетно-посадочной полосы, которая теперь сможет принимать самолеты типа Боинг-737, ТУ-154 и другие аналогичного класса.

И число пассажиров то растет, и городов, в которые можно вылететь из «Победилово» становится с каждым годом все больше.

Так действительно ли такому – с виду вполне успешному – предприятию настолько необходимы государственные миллионы? Подобная нестыковка на самом деле объясняется серьезными усилиями нового руководства предприятия по улучшению имиджа аэропорта. Без рекламы не увеличить число пассажиров. А без роста пассажиропотока не выйти на плановые финансовые показатели и точку безубыточности, до которой, к сожалению, пока еще очень и очень далеко.

 

Кстати, число публикаций в прессе в 2013 году Андрей Жданов, генеральный директор «Победилово», озвучил в числе прочих показателей работы в минувшем году. Отчитываясь перед депутатами, гендиректор в частности отметил, что прошлогодние темпы роста по от- дельным показателям работы аэропорта часто превышают среднероссийские. Рассказал об основных этапах комплексной реконструкции аэропорта и тех задачах, которые стоят сегодня перед руководством компании. И отметил, что надеется на дальнейшую помощь регионального правительства. Естественно, финансовую. Речь идет примерно о ста миллионах рублей ежегодно. Именно столько составляют операционные расходы аэропорта, компенсировать которые и планируется из облбюджета.

 

Инвестиционные же расходы руководство компании хочет возложить на плечи инвесторов, поиски которых ведутся. Теоретически с ростом пассажиропотока вливания из бюджета в аэропорт «Победилово» должны уменьшаться. Но когда это произойдет, пока сказать сложно. В этом году власть уже выделила на «воздушные ворота» области 25 миллионов рублей. До конца года планируется выделить еще порядка 75 миллионов.

Выслушав доводы руководства предприятия, депутаты все таки пришли к выводу о необходимости разработать конкретную программу развития аэропорта.

– Сегодня мы должны четко понимать, сколько средств планируется выделять в ближайшие годы из областного бюджета, сколько руководство акционерного общества собирается привлечь инвестиций, какую помощь могут оказать городские власти, какие еще механизмы следует задействовать для решения проблем аэропорта, – подчеркнул Алексей Ивонин, председатель ОЗС. – Эту программу необходимо согласовать с депутатами, а в конце каждого года они должны получать полный отчет, чтобы было понимание, успешно ли реализуется программа, насколько эффективны те или иные решения и меры, предпринимаемые руководством компании.

С ним солидарен и депутат Валерий Туруло, председатель комитета по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству:

– Кроме проверок деятельности «Победилово» Контрольно-счетной палатой, необходимо, чтобы депутатский корпус проанализировал реалистичность принятого бизнес-плана. Наш комитет готов подключиться к работе.

Главная мысль, звучавшая рефреном на протяжении всей встречи, состояла в том, что нужно не только усилить контроль над расходованием бюджетных средств, но и скоординировать действия исполнительной и законодательной власти региона, объединить усилия, чтобы как можно быстрее решить существующие проблемы.

 

 

Скепсис понятен и объясним

Надо отметить, что обсуждение финансовой деятельности кировского аэропорта во время рабочей поездки проходило довольно бурно. Депутаты еще во время экскурсии по «Победилово» (перед началом этого серьезного разговора Владимир Жданов провел всех участников мероприятия по обновленному зданию аэровокзала, показал служебные и технические помещения, ознакомил с состоянием парка спецтехники) задавали неудобные и острые вопросы.

В этот день не раз высказывались довольно резкие оценки деятельности открытого акционерного общества, особенно в адрес предыдущей команды управленцев. Звучали и требования «наказать виновных». Впрочем, это не относится к компетенции депутатского корпуса: давать правовую оценку деятельности прошлого руководства предприятия все таки должны правоохранительные органы.

– Я пока настроен скептически, – высказался Валерий Туруло. – Вопросов сегодня больше, чем ответов. Хороших новостей мало, а перспектива – заоблачна. В то же время, несмотря на определенный скепсис, необходимость иметь в регионе действующий и современный аэропорт сегодня не вызывает сомнений ни у кого. В том числе и у депутатов.

Все понимают, что это и вопрос имиджа области, и развития бизнеса. А значит, проблемы аэропорта так или иначе необходимо решать. Сделать это вдруг вряд ли получится. Тут необходимо поступательное движение вперед. Шаг за шагом. Этап за этапом. Кстати, в следующий раз депутаты обсудят проблемы кировского аэропорта на майском пленарном заседании ОЗС, в рамках которого состоится «правительственный час».

Посвящен он будет развитию транспортной системы в области, в том числе перспективам развития железнодорожного и авиатранспорта.

 

Направление выбрано верное

Алексей Ивонин, председатель

ОЗС:

Сегодня нам необходимо четко осознавать ответственность за эффективное расходование бюджетных средств. Да, многие проблемы аэропорта по прежнему из года в год остаются на повестке дня. Но все-таки часть из них уже удалось решить. И мы, как мне кажется, двигаемся в верном направлении. Действия нового руководства предприятия вызывают у меня определенное доверие.

 

 

 

Перспективы

Лучше день потерять…

В планах ОАО «Победилово» – строительство международного терминала, откуда кировчане смогут летать чартерными рейсами по заявкам туристических компаний на зарубежные курорты, в частности, в Египет и Турцию. Для решения этой задачи руководство компании планирует привлечь инвестора. Но пока что это вопрос будущего: раньше чем на рубеже 2016–2017 годов из Вятки за границу улететь будет невозможно…

 

 

 

Юлия Ионушайте

Предыдущая статьяСледующая статья