Автор и соавтор 120 научных работ, один из лучших юристов страны Алексей Александров рассказывает о практике проведения судебных заседаний, которая далека от совершенства.
Известный юрист считает, что существующая практика ведения судебного процесса является и причиной того, что в России выносится только 0,3% оправдательных приговоров, при этом Конституция РФ, главный документ страны, имеющий высшую юридическую силу, стремится защищать права граждан.
«В Конституции РФ огромное количество статей посвящено уголовному процессу и защите прав личности. Да, сегодня существует «обвинительный уклон» рассмотрения дел в судах. А должно быть иначе: судья должен основываться, прежде всего, на презумпции невиновности. Психология следователя сегодня точно так же направлена на обвинение, а не на установление истины. Правосудие изначально рассчитано на оправдательный уклон суда, а в России подсудимый, словно дикий зверь, сидит в клетке. Клетка – главный символ порочной презумпции виновности. Это настоящая мерзость!», – подчеркивает Александров.
Отметим, что, помимо «клетки», юрист выступает против смертной казни, он учитывает в сложном, проблемном вопросе так называемый «человеческий фактор»: «У нас сегодня в сотне обвинительных приговоров, которые выносит суд, 90 людей признают себя виновными. Я не уверен, что они на самом деле виновны. Мы прекращаем судебные «расстрелы», когда находим настоящего преступника. А если не находим, то это будет латентная судебная ошибка. И дети, внуки расстрелянного человека будут считать, что это справедливо, что их родственник на самом деле виновен».
У Александрова много единомышленников, которые поддерживают его позицию о необходимости проведения судебной реформы. И все они солидарны с ним в одном: важно соблюсти максимальную прозрачность и независимость.
Юрист также подчеркивает, что существует посыл общества на смягчение приговоров тем людям, которые впервые оступились. И речь здесь не идет о закоренелых преступниках: наказание должно быть соизмеримо с причиненным ущербом. При этом Александров считает, что российское общество могло бы прийти к этой гуманной идее (смягчение наказания за незначительные преступления) и раньше:
«Изначально автор УПК Михаил Строгович закладывал в Кодекс прогрессивные принципы. Однако во времена перестройки идея была обезображена. Мы когда-то скомпрометировали идею коммунизма. Сама идея же была очень хорошая, но ее испортили».
Конституции РФ защищает права человека, на практике – не так
Предыдущая статьяЖивая музыка делает нас добрее