Тяжёлый рок для опохмела

Группа Nazareth была у нас, как сказал бас-гитарист и основатель коллектива Пит Эгню, раз пятьдесят, а то и больше (в феврале – очередные концерты). «Чаще, чем на Англии», – пошутил он.

ОНИ были одними из первых западных рок-музыкантов, кто выступил в Советском Союзе. И именно шумный успех московских и питерских концертов в начале 1990-х вернул интерес к таким как «Назарет», «Юрай Хип», «Дип Пёрпл» на их же собственной родине и в мире. Я видел их в один из приездов в Москву: в дальнем углу ресторана сидели длинноволосые дядьки в кожаных куртках. Громко разговаривали, дружно смеялись, пили водку, почти не запивая и не закусывая, много курили. Словом, вели себя, как и положено рокерам, ещё относительно молодым и здоровым…

«Когда трава была зеленее, а щи – кислее»

Питер Эгню и Дэн Маккаферти знали друг друга с пяти лет. Поэтому когда первый, закончив школу, попробовал собрать рок-группу, чтобы играть на танцах по выходным, а певцы, как назло, оказывались непунктуальными и капризными, он обратился к приятелю за помощью. И Маккаферти, от природы имевший необычный голос – высокий и одновременно «надтреснутый», с хрипотцой, недолго думая, согласился.

Как и полагается «молодым талантам», на танцах ребятам приходилось исполнять, что попросят, – а именно песни с радио, за пару часов до выступления подбирая аккорды и запоминая слова. Перспектив вырваться куда-то из своего провинциального городка в Шотландии у них было немного. Однако[end_short_text] местный миллионер, заработавший на казино и азартных играх, решил, с одной стороны, легализовать свои доходы, а с другой – тоже прославиться: он дал им деньги на запись дебютной пластинки, переезд в Лондон (поближе к популярным клубам, газетам, телевидению и фирмам грамзаписи) и стал менеджером группы. Так в 1971 году в английской столице «нарисовалась» очередная четвёрка лохматых парней с крестами на груди, в клешах и ботинках на платформе: певец Дэн Маккаферти, басист Питер Эгню, гитарист Мэнни Чарлтон и барабанщик Даррел Свит. Почти всем было по двадцать с небольшим.

Вскоре «Назаретом» была выпущена одна пластинка, потом другая, но они не принесли ни денег, ни бешеной популярности. Однако плюс во всём этом всё же был: ведь группа с пластинками – это не то что группа без пластинок. И заявками на выступления Nazareth обеспечили себя на год вперёд. Гастроли свели их с музыкантами «Дип Пёрпл», чей басист Роджер Гловер жаждал попробовать себя в роли чьего-нибудь продюсера. А тут подвернулись неплохие ребята – почему бы не попробовать? Гловер сделал их звук тяжелее и поощрял собственное творчество, а не только чужие перепевки. И первые же их песни – «Ангел со сломанными крыльями» (про наивную девчонку в жестоком взрослом мире) и «Плохой, плохой «мальчик» (в которой пелось от лица сексуального «негодяя») стали хитами в Европе. Поскольку Nazareth по тогдашней моде были музыкальными минималистами, используя только голос, бас, гитару и барабаны без дополнительных ритм-гитар, синтезаторов и подпевок, то им приходилось, что называется, очень стараться. Тем временем вышло ещё два диска, и шотландцы решили, что теперь будут «рулить» сами: руководить процессом вместо Гловера взялся гитарист Мэнни Чарлтон.

Ученик переплюнул мастера

Став самостоятельными, «Назарет» выпустили сенсацию – пластинку «Hair Of The Dog»(«Собачья шерсть», или – на сленге – «Опохмел») с песнями про тяжёлую после пьянки голову, про измену любимой. Кстати, несмотря на то что музыканты всегда были самыми настоящими рокерами, в истории Nazareth не найти ни любовных похождений, ни голых девушек, ни наркотиков, ни разгромленных гостиниц. Единственное – они всегда были не дураки выпить много пива, а из крепкого – традиционного шотландского виски. Но – не до поросячьего визга, ведь назаретовцы давно – с двадцатилетнего возраста – верные мужья и заботливые отцы. Дэн Маккаферти пошутил по этому поводу: «Просто у нас были очень строгие менеджеры. А если серьёзно, то мы главным образом были нацелены на то, чтобы писать и исполнять музыку». И это было правдой: зацикленность на творчестве, а не на внешнем виде была видна всегда. У Маккаферти как не было в нижней челюсти одного зуба, так нет до сих пор. Как были зубы жёлтыми от никотина, так жёлтыми остаются и сейчас. И тонкие ручки человека, никогда не посещавшего тренажёрный зал.

Ещё на диске «Собачья шерсть» был хит про спивающуюся женщину («Whiskey Drinkin’ Woman», про предательство («Please Don\’t Judas Me») и одиночество («Miss Misery»), но главным бриллиантом по сей день считается баллада «Love Hurts» («Любовь приносит боль»). Бодренькую и оптимистичную (в оригинале) песенку американских авторов им удалось превратить «в один сплошной нерв». Без этой «Любви» по сей день не обходится ни один концерт.

Запоминающиеся гитарные риффы, убедительный вокал – диск мало чем уступал, скажем, «Deep Purple In Rock». Любители рока и боссы грамзаписи оценили его очень высоко. Следующая пластинка «Close Enough For Rock’n’Roll» получилась не столь богатой на открытия, за исключением заглавной композиции «Телеграмма» (про не особо гламурную сторону рок-н-ролльной жизни), потом была другая работа, посвящённая тому самому миллионеру, который «вывел их в люди» и погиб в авиакатастрофе много лет спустя, любопытный альбом «Пощады не жди» и ещё пятнадцать других, не считая «концертников». И гастроли, гастроли, гастроли по всему миру.

Жизнь на износ

Но менялась музыкальная мода – диско сменял панк, которого затем накрывала «новая волна», электроника сметалась металлом и так далее. И у Nazareth наступили тяжёлые времена. В 1990 году из группы ушёл Мэнни Чарлтон: поругавшись с менеджментом, он решил заняться продюсированием и собственным творчеством. Но громкого успеха (сейчас Чарлтону 77 лет) ему достигнуть не удалось, как и «Назарет», которые потеряли в его лице талантливого композитора. Нет, диски они регулярно записывали и годами не вылезали из турне, но успех был несравним. В группе менялись гитаристы, даже появлялись клавишники, и всё шло своим чередом, пока во время подготовки к туру по США от внезапного сердечного приступа не умер прямо на руках у врачей «скорой» барабанщик Даррел Свит (в 51 год). Что вполне объяснимо: десятки лет постоянных переездов-перелётов, смен часовых поясов, гостиниц, общепита, волнений и физических нагрузок на концертах на фоне кошмарного количества сигарет и бутылок пива не добавили сил его сердцу.

Через пару месяцев за барабаны сел старший сын басиста Питера Эгню (в группе уже давно работал техником и сын Маккаферти). Ли Эгню много лет был ударником в своей собственной группе и, естественно, знал весь репертуар «Назарет». Он по-модному покрыт татуировками, но уже лыс (в то время как у папы – волосы до пояса). На гитаре вместо Чарлтона (который теперь грузен, лыс и сед) с 1994 года играет другой шотландский музыкант. И всё по-прежнему работало как часы, пока однажды Дэн Маккаферти не почувствовал, что задыхается. Сначала это списали на случайность, но приступы, похожие на астму, стали повторяться всё чаще. Из-за них пришлось отменить концерт в Швейцарии, потом в России, где певца госпитализировали и заставили полежать под капельницей. В итоге диагностировали серьёзное заболевание лёгких, одна из причин которого – многолетнее курение. После этого Маккаферти (72 года) записал свою последнюю пластинку с «Назарет» и в 2013 году официально объявил об уходе из группы. Его место у микрофона уже почти пять лет занимает другой человек. Как сказал Пит Эгню, единственный оставшийся из оригинального состава, «мы не старались найти кого-то, кто пел бы так же, как и Дэн. Да это и невозможно. Наш новый участник привносит в песни что-то своё».

Сам же «голос Nazareth», единственный и неповторимый, ныне тихо пенсионерствует в своём родном городе в Шотландии, не спеша записывает сольную пластинку, общается с внуком и внучкой и, по его же словам, грустит по группе и «тем временам».

 

 

№ 4 (648) от 31.01.19 [«Аргументы Недели», Николай СОЛДАТЕНКОВ]

 

Предыдущая статьяСледующая статья