Ведущий эксперт в области юриспруденции Сенатор Алексей Александров рассказывает «Аргументам недели», какой должна быть судебная система в России и где искать «юристов с совестью».
Сенатор Александров уже много лет (он занимался юриспруденцией и в СССР) изучает российское право, кроме того, он имеет опыт правоохранительной деятельности, является специалистом в области уголовного процесса и криминалистики. Поэтому мнение опытного человека, владеющего теоретическими знаниями, особенно ценно.
Александров критикует суды, которые проходят в так называемом «особом порядке рассмотрения дел», когда обвиняемый признал себя виновным, как правило, за определенные «поблажки». Судья в этом случае уже не пытается разобраться в том, виновен ли гражданин, нет, он выполняет функцию секретаря. Такая тенденция ведет к возникновению несправедливости, многочисленных судебных ошибок. К слову, рассматривающихся в особом порядке дел, как сообщает Александров, более 70%.
«…Психология следователя направлена на подтверждение обвинения, а не на установление истины. Это – проблемы предварительного следственного этапа. Далее гражданин попадает в суд, где также царит «обвинительный уклон». Сегодня в судах высшей инстанции налицо негативное отношение к оправдательным приговорам. Но даже не это главное, что мешает судье соблюдать конституционный принцип на «оправдательный уклон». Главное – это отсутствие у наших судей внутреннего убеждения, что гражданин на скамье подсудимого невиновен», – считает Александров.
С мнением эксперта легко согласиться в теории, но на практике возникает резонный вопрос, а где взять других судей, честных следователей, прокуроров?
Александров считает, что необходимо относится к проблеме философски: такие люди есть, надо, чтобы они услышали, что нужны обществу.
«Давайте публично объявим, что нам нужны такие и только такие судьи. Пусть власть, по крайней мере, признает необходимость и правильность такого подхода к организации судебного процесса. Пусть высокие чиновники, ученые-юристы и журналисты публично заявят о неприемлемости воцарения «обвинительного принципа» в российской судебной системе. Мы должны договориться, что «правильно», а что нет. У обвинителя, адвоката и судьи нет никаких разных «окопов» и «баррикад». У органов правосудия только один «окоп» – это «окоп правды», а всё, что вне него – это ложь», – заявляет сенатор Александров.