Накануне Дня защиты детей Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин представил депутатам ОЗС свой первый ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и законных интересов детей. Документ занимает почти сто пятьдесят страниц, в нем собрана вся информация о том, что удалось сделать в этой сфере за минувший год.
О докладе, проблемах детства и человеческом равнодушии мы поговорили с Владимиром Шабардиным сразу после пленарного заседания ОЗС.
– Владимир Валерьевич, скоро вся страна отметит День защиты детей. В тоже время чуть ли не ежедневно приходят новости о попавших в беду детях. На фоне печальной статистики, не кажется ли вам этот праздник несколько искусственным, надуманным?
– Да, дети гибнут. Дети калечатся. С ними происходят другие нехорошие вещи. И, конечно, День защиты детей в каком-то смысле, – праздник со слезами на глазах. Защитой детей надо заниматься постоянно, не только раз в году. С другой стороны, если такой формальный повод существует, то надо приложить максимум усилий, чтобы праздник удался. В этот день в Киров съезжаются дети из детских домов, из школ-интернатов. И очень хочется, чтобы было как можно больше праздничных мероприятий для всех.
У меня последние несколько лет 1 июня – рабочий день. И это не дежурное открытие какого-нибудь концерта, нет.
Вообще, не бывает такого, чтобы проблема появлялась или разрешалась в один день. Не было, не было – и вдруг появилась. Или, наборот, за день решение нашлось. Проблемы возникают не вдруг, и решать их надо последовательно. Начать с того, чтобы быть к детям более внимательными, даже на бытовом уровне. У нас зачастую жизнь ребенка зависит едва ли не от воли случайного прохожего. От того, вмешается он или нет… Так быть не должно.
– Первопричиной многих происшествий и несчастных случаев, которые происходят с детьми, часто становится неблагополучие внутри семьи. Пока не справишься с ним, невозможно бороться и с последствиями, так?
– Во всех детских бедах, несчастьях, горестях виноваты взрослые. Вне зависимости о того, воспитывается ребенок в семье или в каком-либо учреждении. Взрослые, которые были рядом с ребенком, или должны были быть рядом, но не оказались…
Когда, например, ребенок убегает из дома, это может свидетельствовать о скандалах, ссорах и неурядицах в семье или о том, что родители увлекаются употреблением определенных напитков. В такой ситуации ребенку не уделяют должного внимания, и он остается никому не нужным. Может быть и такое, что ребенок достиг определенного возраста, и не знает, как ему справится с той или иной проблемой, а подсказать ему некому. Причины могут быть разными, но суть одна: дети не бегут куда-то – они бегут от нерешенных проблем.
– Если проблема изнутри неразрешима, и ребенок от нее бежит, значит, в ситуацию должен вмешаться кто-то со стороны. Органы власти, опеки и так далее?
– Мне не нравится слово «вмешаться». Работа с семьей должна заключаться не в экстренном реагировании, когда все плохо, и у ребенка один путь – в школу-интернат или детский дом. Крайние меры – они всегда крайние. Должна работать система профилактики, хотя и это слово тоже не очень хорошее, канцелярское. С семьей надо работать превентивно.
Семья может быть благополучная, но попавшая в трудную жизненную ситуацию, или не очень, причины могут быть разными – социальными, психологическими и так далее, но с семьей надо работать вне зависимости от причин. И не просто приходить и спрашивать, как у вас дети поживают. Должна быть конкретная работа. Был, например, случай. Женщина развелась с мужем, очень переживала развод, потеряла работу, замкнулась в себе. Две ее дочки, а обе девочки хорошо учились, всегда были одеты-обуты, и семья была на хорошем счету, оказались предоставлены сами себе. Дошло до того, что их соседи начали подкармливать. Мама была уверена, что найдет работу по профилю, ей психологически было сложно смириться с тем, что придется менять профессию. В такой ситуации важно поддержать человека и предпринять конкретные шаги, а не просто ходить и спрашивать для галочки, как дела. Важно помнить, что конкретно было сделано, чтобы помочь вот этой маме устроиться на работу?
– А если ничего не было сделано? Если уже после трагедии приходит понимание, что недоработали, недосмотрели? Как, например, в ситуации с братьями Кулаковыми.
– Мы не можем сейчас с уверенностью говорить о том, какова судьба братьев Кулаковых и что явилось причиной их исчезновения. Это может быть криминальный случай, но мы не знаем авторов преступного посягательства – были ли это сторонние люди или родственники. Это может быть и несчастный случай. В любом случае, было выяснено, что проблем в семье хватало, и работать с ней надо было раньше. Я сам убедился в этом, когда побывал в Речном.
– Но семья – институт довольно закрытый. С одной стороны вмешиваться в жизнь семьи непросто. С другой стороны, и изнутри не каждый может обратиться за помощью. Какие инструменты для помощи семье сегодня реально существуют?
– Во-первых, очень действенный инструмент – детский телефон доверия. Могу об этом судить по своему опыту: периодически я на нем дежурю. На него ежегодно поступает огромное количество звонков, число которых колоссально увеличивается с каждым годом.
Несмотря на то, что телефон называется «детский», звонки поступают от людей разного возраста. Подростки обращаются со одними проблемами, дети – со другими, родители с третьими. Ключевой момент заключается в том, что звонок анонимный, ты можешь не называть себя. Это очень важно для тех, кто замкнулся в себе, кому трудно обратиться за помощью.
Во-вторых, помощь может прийти просто от неравнодушных людей, число которых в последнее время начинает расти. Это могут быть, например, соседи, которые видят, что ребенок долгое время не посещает ни садик, ни школу, не получает медицинской помощи, запущен.
– Уполномоченный по правам ребенка, неравнодушные соседи, родители – иногда возникает ощущение, что современные дети постоянно находятся под тотальным контролем. Прежние поколения росли в других условиях, ведь даже сотовых телефонов не было. Стали ли сегодняшние дети менее самостоятельными?
– Вы думаете, в те годы не было такой серьезной статистики происшествий с детьми? Была. Просто она не афишировалась. Были ровно те же проблемы. Дети терялись. Подвергались насилию со стороны взрослых. Но со страниц газет жизнь должна была преподноситься позитивно, об этом просто меньше говорилось.
Сегодня жизнь, времена, технологии меняются кардинально. И они приносят новые вызовы и новые угрозы. Поэтому важно не отставать от эпохи, чтобы уметь защитить своих детей. Конечно, раньше не было мобильных телефонов и интернета, но не было и сегодняшних способов отнимать деньги и совершать другие противоправные действия в отношении детей.
С другой стороны, раньше мы были добрее что ли. Просто в какой-то момент утратили внутри себя что-то очень важное. Даже в лихие 90-е ребенок, гуляя во дворе, был если не под защитой, то под всеобщим присмотром. Сегодня же даже находясь рядом с большим количеством людей в большом городе ребенок может быть абсолютно одиноким и попасть в беду. Случись что – никто не заступится. Вот взять для примера один из тех случаев, когда ребенка вытолкнули из транспорта. Зимой, в районе Чистых прудов, где даже тротуаров нет. И ребенок пошел один по незнакомой местности. Ведь в это время рядом находились люди, но никто не заплатил за проезд, не вступился. Если так важны эти несколько рублей, можно взять адрес и вернуть при случае деньги. Но — нет. Это определенный показатель равнодушия вокруг.
– Многие проходят мимо, когда видят, что ребенок попал в беду или, например, родители с ним плохо обращаются на улице, просто потому что внутри существует некий барьер, сомнения: «Должен ли я вмешиваться или нет?». Существует ли ответ на этот вопрос?
– Нельзя проходить мимо. Мы все люди разумные и вменяемые и понимаем, что хорошо, а что плохо, должно быть так или не должно. Вовремя сделанное замечание может исправить ситуацию, поэтому ни в коем случае нельзя оставаться равнодушным. В прошлом году зимой был случай, когда маленькая девочка отстала от мамы. Вечер. На улице холодно. Она оказалась в офисном центре в районе Центральной гостиницы, и пока мы ее не обнаружили, никто даже не подошел к ней, не спросил, все ли хорошо.
В последнее время много несчастных случаев происходит именно из-за человеческого равнодушия. Когда просто кто-то проходит мимо, не обращает внимания на чью-то беду.
Беседовала Юлия Ионушайте