Об этом заявил сегодня директор Федеральной службы по обороту наркотиков, глава Государственного антинаркотического комитета Виктор Иванов, выступая на координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Генпрокуратуре.
Доклад главного наркополицейского был весьма насыщен довольно негативной информацией о ситуации с наркоманией в стране. Глава ФСКН особо остановился на проблеме героиновых наркоманов. А их в России, по официальным данным, насчитывается более полутора миллионов человек. Цифра эта фигурирует в различных отчетах уже не первый год. Можно подумать, что ситуация с этим контингентом стабильна. Но не надо забывать, что ежегодно в стране от наркотиков умирает более 150 тысяч человек. А на их место приходят новые наркоманы. Напомним, каждый наркозависимый за свою короткую жизнь втягивает в пагубную привычку 10-15 человек. И смертельный круговорот продолжается.
Именно героиновые наркоманы, по словам Иванова, являются главными распространителями этого тяжелого вида наркотиков, распространяя полученные от мелкого наркодилера 200 доз в месяц. Им самим ежемесячно необходимо 90 тысяч рублей для приобретения двух доз ежедневно.
— Получается, что только героиновые наркоманы обеспечивают астрономическое количество — 1 миллиард, фактов розничного сбыта. То есть 1 миллиард наркопреступлений в год, — сказал глава антинаркотического ведомства.
При этом он подчеркнул, что латентных наркопреступлений более чем в тысячу раз больше, чем уголовных. Но не только героиновая угроза нависла над страной. В связи с увеличившимся количеством успешных операций по изъятию уже тоннами героина, возрастает поток новых наркотиков. только в этом году. По прогнозам Госнаркоконтроля, в этом году ожидается появление более 100 новых наркотических средств. Чуть ли не каждые три дня появляется новая отрава.
По словам Иванова, речь в первую очередь идет о так называемых «дизайнерских» наркотиках, некоторые из которых в 1000 раз концентрированнее героина. Это позволяет в микроскопических дозах камуфлировать их в различного рода курительных смесях, средствах для похудения, солях для ванн и так далее. Основной поток этой дури идет из Юго-Восточной Азии и отдельных европейских государств.
Иванов подчеркнул, что массовое потребление «дизайнерских» наркотиков осуществляется в ночных клубах. И не секрет, что зачастую руководство некоторых, как их называют, «кислотных клубов» всячески потворствуют распространению зелья на своей территории. Ведь речь идет об огромных деньгах.
Глава наркополиции рассказал об одной недавно проведенной операции. Проверяли популярный ночной клуб «Арена Moscow». Когда наркополицейские вошли туда, то обнаружили, что из полутора тысяч посетителей около 700 молодых людей были под наркотическим кайфом. Большинство из них «накачались» дурью уже в самом клубе. «Поэтому, — заявил Иванов, — полагаю крайне необходимым ввести в законодательном порядке норму об ответственности менеджеров мест массового досуга молодежи за безопасность ее отдыха, как это принято во всем мире». И подчеркнул особую важность не только оперативного фиксирования появляющиеся новых психоактивные вещества, но и законодательного решения о наделении ФСКН правами временного запрета на распространение подобных веществ.
Глава Госнаркоконтроля обнародовал и некоторые обобщенные оперативные данные ряда спецслужб. В частности, в центрально-азиатском регионе выявлены 150 крупных наркоформирований, организующих наркотрафик в Россию. А также почти 1900 организованных преступных групп и преступных обществ. «Общая численность таких групп, — заявил Иванов, — составляет, по нашим оценкам, порядка 20 тысяч активных членов и не менее 100 тысяч наркокурьеров».
Посетовал он и на то, что следователи его ведомства и МВД завалены незначительными уголовными делами, связанными с потреблением наркотиков. А это отвлекает от реальных дел. В основной массе они возбуждаются по требованию прокуратуры при очевидном отсутствии достаточных оснований.Таких дел в ФСКН и МВД порядка 600 тысяч, что в разы превышает количество реальных, «боевых» дел. Иванов предложил выработать единую согласованную позицию по созданию условий для мобилизации и концентрации усилий на реальных делах по ликвидации инфраструктуры сбыта.
Подробно глава наркополиции рассказал о международной контрабанде мака с наркотической начинкой. Уже не первый год об этой проблеме рассуждают и общественные организации, и СМИ, и представители ряда министерств. Реальная картина же такова. «Пользуясь отсутствием отечественного производства кондитерского мака,- пояснил Глава ФСКН, — потребность в котором составляет 5 тысяч тонн, международные наркоконтрабандисты только официально через российскую таможню ввозят почти 10 тысяч тонн загрязненного маковой соломкой мака. Стоимость этого продукта как минимум на два порядка превышает стоимость самой товарной партии». Только благодаря усилиям наркополиции сбыт получаемого из подобного мака ацетилированного опия за последние три года снизился почти вдвое.
Говоря о международном сотрудничестве антинаркотических спецслужб, Иванов сказал, что за последние три года в ходе совместных спецопераций России и США в Афганистане уничтожено более 24 тонн опиатов, предназначенных для нашей страны, а также ликвидировано 22 нарколаборатории. При этом он уточнил, что только шесть антинаркотических операций в Афганистане позволили уничтожить героина больше, чем все силовые структуры России за истекшие восемь лет.
На фоне выступления главного наркополицейского тревожно прозвучал и доклад Генерального прокурора России Юрия Чайки.
— Несмотря на наличие позитивных сдвигов, необходимо признать, что предпринимаемые меры пока не адекватны масштабам наркоэкспансии в нашу страну. В прошлом году из 219 тысяч выявленных наркопреступлений до суда дошли лишь 60 процентов уголовных дел. Наркопреступления по-прежнему отличаются наивысшим уровнем латентности среди всех иных посягательств. Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что наркобизнес — наиболее организованная преступная деятельность. Однако, по данным за прошлый год, лишь в десятой части всех расследованных преступлений доказан их групповой характер, — подчеркнул он.
Чайка считает, что причины столь низких показателей в работе следователей кроются в слабых оперативных позициях, низком качестве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и документированию преступной деятельности лиц, занимающихся незаконным распространением наркотиков.