Идея хорошая, реализация хромает

Депутаты Заксобрания обсудили результаты проверки эффективности использования выделенных на ППМИ

Проект поддержки местных инициатив реализуется в Кировской области уже пятый год подряд. 3 июля прошло заседание коллегии Контрольно-счетной палаты Кировской области, в котором приняли участие Председатель Заксобрания Алексей Ивонин и председатель комитета по бюджету и налогам Владимир Бакин.

Единственный вопрос, который стоял на повестке дня, – результаты проверки КСП законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию ППМИ в 2012 2013 годах. Полученные данные, мягко говоря, не радуют.

По словам аудитора КСП Марионеллы Шевченко, в первую очередь анализировалось расходование областных средств – всего было проверено расходование 648 млн рублей, выделенных муниципальным образованиям на реализацию местных инициатив.

«Нарушения были выявлены на всех этапах реализации проектов, – подчеркнула Марионелла Ивановна.

– По сравнению с предыдущей проверкой, проведенной КСП в 2011 году, значительно увеличилось количество нарушений и их типология». Ради справедливости необходимо отметить, что на это есть и объективные причины – количество заявок год от года растет. Так, в 2013 году изъявили желание принять участие в ППМИ все административно-территориальные единицы области, включая города и самые отдаленные поселения. А значит, увеличивается риск самых разных накладок и упущений. Вместе с тем сегодня можно выявить несколько типов нарушений, которые носят системный характер.

 

Документация – некачественная

Во-первых, это некачественная подготовка проектно-сметной документации. «Правилами ППМИ предусматривается, что услуги по составлению этих документов оплачиваются из бюджета муниципального образования, подавшего заявку», – отметила аудитор КСП.

Однако некоторые администрации решили сэкономить и взялись за их составление сами либо смету вообще формировала группа инициативных граждан.

В результате в ряде случаев техническая документация была подготовлена без учета всех необходимых работ, материалов и указания необходимых технических характеристик. «Таким образом заказчик сам создал условия для некачественной работы подрядчика, – отметила Марионелла Шевченко.

– Подобные нарушения были выявлены в Богородском, Верхошижемском, Кильмезском и других районах».

Во-вторых, несвоевременное выполнение встречных обязательств по расчетам с подрядчиками. По словам аудитора КСП, администрации многих поселений при расчетах с подрядчиками показали очень низкий уровень финансовой дисциплины – расчеты задерживались от недели до двух месяцев.

«По каждому из 22 проектов, реализованных в Верхошижемском районе, были проблемы со своевременной оплатой проделанной работы, – рассказала Марионелла Шевченко. – Причем случаев задержки перечисления средств из облбюджета зафиксировано не было».

В -третьих, во многих районах осуществлялся формальный либо некачественный строительный контроль за работами на объектах. Например, в Уржумском районе проверяло ход строительства архитектурно-планировочное бюро, у которого нет допуска к этим работам. Кроме того, бюро оказывало подобные услуги в Котельничском, Арбажском, Кикнурском и других муниципальных образованиях.

Необходимо решать и вопросы оперативной регистрации вновь построенных по ППМИ объектов в муниципальную собственность. Сейчас возникают проблемы постановки объекта на баланс и его дальнейшего содержания.

Проблема дефицита, особенно в сельской местности, высокопрофессиональных, ответственных подрядчиков также отмечена аудиторами Контрольно-счетной палаты.

 

 

Доверие граждан – бесценно

Но, пожалуй, самое неприятное нарушение касается расходования средств населения. В идеологической основе проекта поддержки местных инициатив – побудить граждан активнее принимать участие в общественной жизни.

Население голосует рублем за социально значимые проекты, и подрывать его доверие к ППМИ никак нельзя. Однако КСП выявила множественные нарушения: в одном районе деньги от граждан принимались без квитанции, в другом – средства поступали на счета, минуя кассу. В третьем случае деньги, оставшиеся после реализации проекта поддержки местных инициатив, не перераспределяются на другие объекты, а оседают в местных бюджетах. «При исполнении проекта «Капремонт кровли Дома культуры» в Подосиновском сельском поселении в 2013 году образовалась экономия денежных средств населения, – отметил аудитор КСП. – Сход решил купить на эти деньги котел для Дома культуры, однако средства были направлены администрацией на выплату зарплаты работникам этого учреждения. Всего остатки средств населения не перераспределены в 14 муниципальных образованиях по 43 проектам на сумму более 1 млн рублей».

По состоянию на май 2014 года остались не выполнены работы по 34 объектам ППМИ, на 30 объектах сделаны некачественно.

 

Не хватает специалистов

Ответственные за реализацию ППМИ на местах районные чиновники большинство нарушений объясняют нехваткой в области специалистов, которые могли бы качественно составить проектно-сметную документацию, и организаций, имеющих лицензию на проведение строительной экспертизы. Дело в том, что мероприятие проходило в формате видеоконференции. Главы и руководители администраций всех городов, районов и поселений области могли рассказать о наболевшем и внести свои предложения по предотвращению нарушений при реализации проекта ППМИ.

«Выигрывает конкурс на реализацию проекта та организация, которая возьмется выполнить все виды работ за наименьшую сумму, – заметил один из районных чиновников. – Иногда подрядчики сбрасывают до 40 % от первоначальной цены… Сразу понятно, что эта организация будет экономить за счет стройматериалов, искать дешевую рабочую силу… В результате – масса недоделок».

 

Системные проблемы все перечеркнут?

В свою очередь, Председатель Законодательного Собрания Алексей Ивонин (сам в прошлом занимавший пост главы администрации Зуевского района), обращаясь к участникам видео-

конференции, заметил: «Мне стыдно за тех глав поселений, которые заявляются на участие в программе, а потом не могут организовать технадзор. Если мы говорим и доказываем, что нам, например, нужна дорога – мы же в первую очередь обязаны сделать все, чтобы проект был реализован быстро и качественно».

Алексей Максимович подчеркнул: замечаний у КСП очень много, их необходимо срочно в полном объеме устранять. «Я считаю, что решения и рекомендации Контрольно-счетной палаты обязательно должны быть учтены в будущих решениях правительства области, в решениях профильного – по бюджету и налогам – комитета ОЗС и совета Законодательного Собрания. И районные Думы также должны принимать соответствующие решения после обязательного рассмотрения ими замечаний КСП».

Вообще, по мнению спикера ОЗС, районные депутаты должны активнее участвовать во всех этапах реализации ППМИ на местах. «Проведение сходов, разъяснительная работа по проекту, приемка объектов – вот поле деятельности народных избранников, – подчеркнул Алексей Ивонин. – Ведь их избиратели выложили ощутимую сумму из своего кармана и их право на качественное улучшение жизни надо отстаивать».

«О проблеме отсутствия на местах компетентных организаций, осуществляющих технический контроль. Думаю, что работу по ППМИ нужно организовать таким образом, чтобы подрядчик, идущий на осуществление проекта, заранее знал, кто же его будет контролировать. Это следует учесть в положении по осуществлению проектов», – заметил Председатель Заксобрания. Также Алексей Максимович высказался за совершенствование организации сотрудничества областной власти со Всемирным банком в части реализации программы поддержки местных инициатив.

Завершая заседание коллегии, председатель КСП Юрий Лаптев подвел итог: «Наша проверка, в которой активное участие приняли и депутаты Законодательного Собрания, подтвердила высокую эффективность использования бюджетных денег на ППМИ, а также высокую социальную значимость этого проекта. Но огромное количество выявленных нарушений, наличие системных проблем может просто перечеркнуть все! Нарушения необходимо исправлять, а порождающие их причины устранять. Отчет о результатах нашей проверки будет доведен до сведения всех депутатов ОЗС, а все собранные материалы переданы в прокуратуру Кировской области, чтобы она дала правовую оценку собранных фактов». Зам. врио губернатора Дмитрий Матвеев, в свою очередь, сообщил участникам видеоконференции, что сегодня правительство области рассматривает вариант не допускать в следующем году к участию в ППМИ муниципальные образования, которые совершили грубое нарушение принципов реализации проекта.

 

Мнение:

Председатель комитета по бюджету и налогам, депутат ОЗС Владимир Бакин:

– Сама идея проекта поддержки местных инициатив очень хорошая. Она активизирует население, подтягивает финансы. Но есть необходимость её детальной проработки. Перед внесением проекта закона о бюджете области на 2015 год, думаю, членам комитета по бюджету и налогам следует подробно изучить проблему организации работы по ППМИ. Как следует изучить и практику реализации в области этого проекта в течение последних лет. Уже сегодня понятно: многие проблемы носят системный характер, например, как не решались, так и не решаются вопросы технического контроля.

 

Ирина РОГОЖ ИНА

 

Предыдущая статьяСледующая статья

1 Comment

  1. Вообще, МИ- дело стоящее и правильное, в т.ч с экономической т.з. Взять проект «Народный бюджет», который предложил к реализации Никита Белых. он очень даже успешен- вот такие проекты должны жить!