Эти опасные вятские «зебры»

Еще полтора года – до конца 2015 го – в России будет действовать государственная программа «Доступная среда». Реализуется она уже почти четыре года, но сказать, что благодаря усилиям государства жизнь людей с ограниченными возможностями изменилась кардинально, конечно, нельзя. До сих пор даже обычный переход проезжей части может стать непростой задачей для инвалидов.

 

Центр города. Перекресток улиц Ленина и Герцена. Время работы светофора здесь установлено такое, что на зеленый сигнал «трехглазого регулировщика» едва-едва успевает перейти дорогу здоровый человек. Галина Деветьярова, которая передвигается на костылях, за отведенное время (а оно на этой довольно широкой улице не превышает и 20 секунд) успевает пройти лишь половину проезжей части. Если поторопится, то две трети. Та же история и на ближайшем перекрестке – улиц Ленина и Спасской. Наверное, каждый из нас с ходу назовет несколько таких переходов в Кирове, по которым едва не бежать приходится, чтобы успеть на «зеленый».

 

Казалось бы – велика беда! Ну, загорелся желтый, красный… Согласно правилам дорожного движения водители обязаны дать возможность пешеходу закончить движение. На практике далеко не все проявляют терпение и такт: в надежде выгадать несколько лишних секунд начинают движение, едва не наезжая пешеходам на пятки. А ведь есть еще лихачи, которые разве что едва притормозят, подъезжая к перекрестку…

 

Еще одна «смежная» со светофорной проблема – бордюры на пешеходных переходах. На некоторых перекрестках для удобства горожан бордюрный камень убран, так что и пройти – инвалиду ли, пожилому ли человеку или маме с детской коляской – удобно. Но есть и такие, на которых приходится через бордюр, а они бывают довольно высокими, перешагивать. Получается своеобразная полоса препятствий. А если зима, а если скользко…

 

Без опаски не выйти из дома

Все эти трудности, легко преодолеваемые большинством из нас (многие их и за трудности то не считают), для людей с ограниченными возможностями – вовсе не пустяк.

– Я бы и отпускала сына одного, но разве можно быть уверенной, что ничего с ним не произойдет? – говорит Светлана Владыкина, мама одиннадцатилетнего Антона, которому поставлен диагноз ДЦП. – Для нас сейчас приоритетная задача – самостоятельное передвижение по городу. Но с этим пока сложно.

Антон учится в четвертом классе Вятской гуманитарной гимназии. И ему, конечно, очень хочется чувствовать себя взрослым и самостоятельным, помогать маме, почаще гулять во дворе. Но даже до ближайшего магазина Светлана отпускает его не без опаски:

– Двор у нас в плохом состоянии – асфальт разбит, везде ямы, лужи, которые ни обойти, ни объехать. Если он упадет, встать самостоятельно для него будет непросто.

На свой двор, где наблюдается ровно та же самая картина – ямы да лужи на разбитом асфальте – жалуется и Галина Деветьярова. Как рассказала женщина, с этим вопросом она обращалась даже к губернатору области во время одной из «прямых линий». Но ответа так и не получила.

– Наш двор не ремонтировался с 1972 года, – рассказывает Галина Деветьярова. – Асфальта почти не осталось, разбиты даже крылечки. В доме много магазинов, постоянно приезжает грузовой транспорт. И водители иной раз едут прямо по ступенькам. Передвигаться по такому двору не только на костылях – большая проблема. Пять лет назад получила здесь серьезную травму. Боится Галина Захаровна упасть и на остановках общественного транспорта. Ее опасения разделяет мама Антона. По словам обеих женщин, часто водители автобусов и троллейбусов настолько невнимательны к пассажирам, что паркуются как попало.

Могут остановиться вплотную к бордюру (ступив на который, инвалид просто может подскользнуться), встать прямо в лужу, так что и переступить нельзя. И их не волнует, что в салоне могут находиться инвалиды, которым сложнее выйти или зайти в общественный транспорт. Опять же осенью, зимой и весной эта проблема усугубляется непогодой, снежными заносами, гололедом.

 

Первый шаг

В теории мы понимаем, как нужна нам эта самая доступная среда. С пандусами, с подъемниками для людей с ограниченными возможностями и прочими благами цивилизации. На практике же мы не можем создать для инвалидов даже приличные условия, чтобы просто выйти из дома, перейти дорогу…

Пока, несмотря на все усилия и выделяемые средства, государству не удается решить эту проблему самостоятельно. И тогда на помощь приходят те, кому не все равно. Кто хочет сделать нашу жизнь немного лучше, светлее, комфортнее. Кто готов не жалеть для этого своих сил, тратить время и средства. Это могут быть и простые горожане, и общественные организации, и предприятия. За примерами далеко ходить не надо.

Все мы знаем, что сегодня в городе появляется много детских площадок. Ярких, красивых, удобных. Но, к сожалению, не приспособленных для детей с ограниченными возможностями.

Во всей области нет ни одного игрового комплекса, адаптированного для «особенных» детей. Изменить ситуацию решили в ОАО «Кировские коммунальные системы». Так возникла идея проведения благотворительной акции «Вместе получится!»

Цель проекта – установить в парке «Аполло» (над которым ОАО «ККС» взяло шефство) первый в Кирове игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями. Ориентировочная стоимость комплекса составляет миллион рублей. Уже определено место под площадку. Разработан примерный проект.

И объявлен сбор средств. Организаторы акции надеются на помощь и простых кировчан, и предпринимателей, и крупных предприятий.

 

Перемен, мы ждем перемен

Конечно, можно долго сетовать на те или иные проблемы. А можно вместе попробовать сделать конкретное дело. Например, принять участие в акции, подобной той, что объявили «Кировские коммунальные системы». Или придумать, предложить и реализовать свою идею или проект. Наверное, сегодня только так – понемногу, шаг за шагом, совместными усилиями всего общества – можно добиться перемен. Только так мы сможем создать ту самую доступную среду.

Среду, в которой каждый сможет чувствовать себя уверенно, спокойно и безопасно. Тогда и Галина Деветьярова будет, как в молодости, самостоятельно совершать дальние путешествия, а в свое время она побывала и в Крыму, и в Риге. Тогда и Антон Владыкин сможет один, без сопровождения, передвигаться по городу. Не опасаясь за свою жизнь и здоровье. И мама его будет спокойна за сына. Может, это и звучит как утопия. Но уж очень хочется в это верить.

 

Мнение:

Александр Метелев, начальник отделения организации движения и дорожной инспекции Управления ГИБДД по Кировской области:

– Время работы светофора зависит, во первых, от ширины проезжей части и интенсивности движения. Во-вторых, от местоположения светофорного объекта, от наличия социально значимых объектов – школ, больниц и так далее. Мы, к примеру, изменили режим работы светофора на перекрестке улиц Ленина и Орловской. В этом районе много церквей, а значит, много пешеходов пожилого возраста. Когда к нам обращаются граждане с вопросами по работе светофоров, мы всегда проводим проверку. Выезжаем на место, смотрим время работы светофорного объекта, видимость сигнала. На любое предложение реагируем. Обращаться с подобными вопросами можно как в ГИБДД, так и в дирекцию дорожного хозяйства. По результатам проверки мы даем рекомендации администрации города, ведь вся улично-дорожная сеть находится на балансе муниципального образования. Именно город выделяет средства на решение всех вопросов, связанных с установкой светофоров и их работой, с оборудованием искусственных неровностей, бордюров и так далее. Так, например, мы предлагали городу установить высвободившиеся с перекрестка улиц Карла Маркса и Воровского (где введен адаптивный режим работы светофоров) табло, которое показывает время работы светофорного объекта, на другие перекрестки. Но вопрос так пока и не решен. Часто многие проблемы упираются только в отсутствие денег.

 

Ольга Шебеко, специалист по благотворительным акциям Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», член Общественной палаты Кировской области : 

— Абсолютно доступным наш город, думаю, не станет никогда. Надо смотреть на ситуацию объективно: он изначально и до сих пор строился без учета потребностей маломобильных категорий населения. И многие участки городского пространства сейчас просто невозможно изменить. Поэтому смотреть, мне кажется, надо несколько в другой плоскости: а где все же можно сделать так, чтобы стало чуть более удобно? Причем удобно для всех, а не только для тех, кто передвигается на колясках или с белой тростью. Сейчас во всем мире разрабатываются концепции универсального дизайна — такого проектирования архитектурных и городских объектов, которые были бы удобны для всех: и для людей с ограничениями здоровья, и для детей, и для мам с колясками, и для пожилых, и для нас с вам — тех, кто никаких ограничений в обычном передвижении по городу не испытывает. Вот простой пример. В Германии провели исследование и оказалось, что пандусами, пристроенными рядом с обычными лестницами, пользуется примерно 50% обычных пешеходов. То есть они удобны для половины всего населения. Наверное, это значимый показатель. Поэтому, мне кажется, для начала достаточно, чтобы несколько улиц и ряд объектов городской инфраструктуры стали доступными и удобными для всех. Это не потребует существенных материальных вложений, тем более что их можно распределить между различными ведомствами, и в то же время начнет влиять на всю городскую среду в целом. Возможно, это просто должно стать модным: ремонтировать улицы и строить дома так, чтобы они отвечали всем требованиям доступности. Для этого и ГОСТы, и СНиПы разработаны, осталось только запустить эту моду в действие. И тогда не разом, но постепенно, город начнет меняться к лучшему. Вот в это: постепенные и целенаправленные преобразования я верю.

 

 

 

Юлия Ионушайте

Фото автора

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья

1 Comment

  1. У нас в области с приходом Белых стали больше обращать внимание и решать вопросы этой категории граждан. Кстати, именно Белых первым сделал пандусы для инвалидов