Пока россияне привыкают к карантину и маскам, закрытым кафе и магазинам, одиночеству и сериалам, потихонечку растут цены и заканчиваются заначки. Если посмотреть на подросшие ценники гипермаркетов, то всё пока не так и страшно. Но каждая следующая неделя будет даваться бизнесу сложнее предыдущей, а вирус вряд ли отпустит нас раньше середины лета. Сколько бы ни храбрились власти и розничные сети, сколько бы ни клялись не допустить дефицита продуктов питания, он может возникнуть не из-за сбоя поставок, а в силу обнищания населения. И бизнес крутится как умеет: запуская слухи о подорожании какой-либо категории товаров, пытаясь ловить рыбу на волне народной паники.
Объятия кризиса
Если посмотреть мартовские прогнозы, то апокалипсис пока отменяется. Почти ничего не сбылось. Два месяца назад многие эксперты исходили из того, что торговля с Китаем может не возобновиться. А это очень плохо для любителей фруктов и овощей, которые взлетят в цене. Хотя с наступлением тёплого времени года цены к маю традиционно снижаются и летом пробивают дно. Россия, кстати, сама выращивает немало огурцов и помидоров.
Создаётся впечатление, что грозные статьи о грядущем дефиците тех или иных товаров запускают заинтересованные компании. Например, ожидалось, что лидерами подорожаний будут детские товары и лекарства, одежда и обувь, бытовая техника и электроника. Но всё ровно наоборот: в этих категориях самые большие падения продаж и больше всего демпингующих продавцов. И это абсолютно логично: если родителям хотя бы мерещится голод, вряд ли они будут покупать ребёнку новый конструктор «Лего» – скорее начнут меняться игрушками со знакомыми. И как может глобально расти в цене одежда, если людям некуда наряжаться?
Как может расти спрос на обувь, если торговые сети «Лента» и «Ашан» говорят о падении продаж чуть ли не треть. А они ведь в первую голову торгуют продовольствием. И их показатели дают первый тревожный сигнал для всей экономики: люди стали питаться скромнее, а многие используют запасы. В Интернете рекорды по просмотрам бьют ролики, на которых готовят полезную и вкусную еду из недорогих продуктов: моркови, свёклы, капусты, лука. Но даже они дорожают незначительно, поскольку велико внутрироссийское производство.
Много писалось об астрономическом росте цен на лимоны, чеснок и имбирь. Некоторые маркетологи грамотно сработали на народной тревоге, хотя лимон при коронавирусе помогает, примерно как водка при раке. Механизм продаж совершенно истеричный: страны – экспортёры цитрусовых снизили поставки в период пандемии, а часть населения решила, что на них вырос спрос. Ну и чтобы не остаться в дураках…
На треть выросли продажи в аптеках Москвы арбидола и других противовирусных препаратов. Пик спроса на арбидол был зафиксирован 10 февраля, когда его продаж было в 1, 7 раза больше, чем неделей ранее. В это время в стране было зафиксировано меньше сотни больных COVID-19, но производитель запустил на радио рекламную кампанию препарата, в которой утверждалось, что он «активен даже против коронавируса». Рекламой заинтересовалась ФАС.
Сегодня рост цен пророчат автомобилям. Дескать, производители в Китае почему-то поднимут цены на комплектующие, и даже ремонтировать «старый фонд» в России будет архидорого. Отсюда советы всевозможных экспертов: если хотели поменять тачку, лучше подсуетитесь сегодня, чем в конце года. Но народ не слишком поддаётся панике: в автосервисах говорят, что большое число граждан так и не приехали до сих пор менять зимнюю резину на летнюю. Как уехали в провинцию пережидать эпидемию – так и не вернулись. Где уж тут расти продажам самих авто.
Не отходя от кассы
Тем не менее отдельные ниши хозяйства переживают реальные изменения: как взлёты, так и падения. В начале апреля 2020 г. поставщики и производители продуктов питания объявили, что поднимут цены на 15–20%, и произойдёт это примерно с начала мая. В реальности молочка дорожает быстрее мяса – и это затрудняются внятно объяснить даже маркетологи.
Или вот такой разрез: Петербург закрыл строительные магазины, хотя многие граждане затеяли на карантине ремонт. Зато в Ленинградской области можно спокойно купить и линолеум, и смесители, и доски. Но ценник отличается от докризисного иногда на 50%. А если делать онлайн-заказ материалов на дом, то и того больше.
Зато посыпались целые отрасли: развлечения, общественное питание, туризм. Закрыты тысячи бутиков и лотков с овощами, где скучали носом в смартфон приезжие продавщицы, у которых по съёмной квартире, по два кредита и по 20 тыс. рублей на чёрный день. Долго они протянут на карантине? Опросы показывают, что около половины россиян вообще не имеют сбережений: им будет сложно выжить, даже если не платить коммуналку и ипотеку. Тем более обычай занимать у знакомых уходит в прошлое.
Автосервисы и стройки продолжают работу, при этом закрылись МФЦ и всевозможные государственные конторы, торгующие справками. Теоретически они должны всё делать в режиме онлайн, но у них и при общении нос к носу на выписку в две строчки уходило 7 рабочих дней при стоимости в 5 тыс. рублей. А нет оформления документов – нет сделок. Долго ли строители будут строить квартиры, если не смогут их продавать?
Рынок аренды недвижимости перекосило: квартиры дешевеют, а загородные дома растут. Это понятно: люди хотят переждать карантин на дачах, а владельцы квартир демпингуют: ведь если арендатор съедет, попробуй найди сейчас нового. По крайней мере придётся показывать квартиру, контактировать с людьми. Самое раздолье сейчас у фирм, устанавливающих качественный Интернет на дачах, – нет отбоя от заказов, на удалёнке зарабатывают и стар и млад.
Из-за коронавируса в больницах отменяют плановые операции, как будто так же можно отменить и болезни: господа рак, инсульт и аневризма, вы подождите пару-тройку месяцев, мы тут справимся с разновидностью гриппа и сразу за вас возьмёмся. У нас ведь сейчас только от коронавируса нельзя умирать, а от саркомы – сколько угодно. И хотя переоборудование онкологических отделений всё-таки редкость, из них тоже рекрутировали анестезиологов, реаниматологов, медсестёр – и количество операций сократилось. И пациенты, желающие жить, готовы платить, чтобы и до них очередь дошла при жизни.
В происходящем нет ничего циничного: это рынок, где цена следует за спросом. Если предприниматель продаёт плитонит вдвое дешевле рынка, это говорит не о наличии у него совести, а об отсутствии хватки. Стремление к обогащению абсолютно естественно. Люди бывают агрессивны или лживы, потому что такова их природа, которую невозможно отменить никаким высочайшим указом.
Российскую власть тоже трудно обвинить в том, что она авторитарна, поскольку такой ей достался народ – не всегда понимающий, почему одни страны богаты, а другие бедны. И так трудно устоять, не воспользоваться народной доверчивостью, подсунув ему «вставание с колен» вместо повышения уровня жизни, переоснащение полиции и Росгвардии вместо эффективных школ и больниц. Надо только помнить, что у такого народа власть будет виновата в любом нарушении стабильности, даже если она ни при чём.
№ 17(711) от 7.09.20 [ «Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]