Интервью с Дмитрием Поповенко, директором Центра стратегического развития информационных ресурсов и систем управления
В марте этого года в Кирове заработал «Умный проезд». Это один из инновационных сервисов, позволяющих упростить процедуру получения социально-значимых услуг. «Умный проезд» дает возможность пассажирам общественного транспорта оплачивать льготный проезд c помощью обычной банковской карты. Cервис — первый реализованный по поручению губернатора Кировской области Игоря Васильева пример получения услуги в беззаявительном режиме, или как обычно говорят IT-специалисты, в проактивном формате.
Разработка сервиса «Умный проезд», а также системы «Умные услуги», частью которой является сервис, велась специалистами министерства информационных технологий и связи Кировской области и его подведомственного учреждения, Центра стратегического развития информационных ресурсов и систем управления (КОГБУ «ЦСРИРиСУ»). О том, с чего все начиналось, как сервис видят сами разработчики, а также какие доработки ждут систему «Умные услуги» в ближайшем будущем, рассказал директор КОГБУ «ЦСРИРиСУ» Дмитрий Поповенко.
Дмитрий Анатольевич, что такое система «Умные услуги»?
Д. Поповенко: «Умные услуги» — это информационная платформа, статус которой закреплен нормативно. На ее базе могут быть реализованы различные сервисы. Первым таким сервисом стал «Умный проезд».
Почему именно «умные» услуги? В чем их отличие от услуг, получаемых в обычном порядке?
Д. Поповенко: «Умные» услуги предполагают проактивный (беззаявительный) порядок обработки данных гражданина для определения его права на получение различных государственных услуг. Выразить желание получать «умные услуги» необходимо всего лишь раз, поэтому способ их получения и называют беззаявительным.
К примеру, ранее, чтобы воспользоваться правом льготного проезда в общественном транспорте, гражданину нужно было посетить органы соцзащиты и подать заявление на оформление справки о льготном статусе, затем, предъявив этот документ, получить транспортную карту еще в одной организации и контролировать ее положительный баланс. С сервисом «Умный проезд» необходимо только получить право льготного проезда и дать согласие на регистрацию в системе «Умные услуги», обратившись в центр «Мои Документы».
А как же работает сервис? Как система понимает, что нужно списать именно ту сумму, которая соответствует льготной категории граждан?
Д. Поповенко: Данные о гражданах, имеющих льготу, содержатся в базе данных соцзащиты. В автобусе перед фактическим списанием денежных средств с банковской карты пассажира система «Умные услуги» проверяет, выражал ли гражданин согласие на пользование «Умным проездом». Далее система делает запрос в базу данных соцзащиты, есть ли у этого конкретного гражданина льгота. Если есть, система, в зависимости от категории льготы, рассчитывает стоимость поездки и сообщает банку, какую сумму необходимо списать. Если гражданин не занесен в базу данных соцзащиты или он не имеет права льготного проезда, то с банковской карты будет списана полная стоимость проезда.
Кстати, система «Умные услуги» способна интеллектуально управлять рисками. Например, льготная стоимость списывается только при первом прикладывании карты к валидатору транспортного средства, последующие списания проходят с учетом полной стоимости проезда, то есть льготник не сможет провезти по своей карте несколько человек.
Сейчас на билетах не указывается стоимость проезда, вместо нее печатается QR-код. Как же узнать стоимость проезда?
Д. Поповенко: Узнать сумму, уплаченную за проезд, можно, отсканировав камерой смартфона QR-код, указанный на билете. Перейдя по отобразившейся ссылке на экране, пассажир увидит стоимость проезда. Электронный билет тут же можно отправить на адрес электронной почты. Это удобно, когда необходимо предъявить билет, например, работодателю для учета количества и стоимости поездок в служебных целях.
Информация о точной сумме, списанной за проезд, также указывается в смс от банка, картой которого пользуется гражданин.
Сколько времени потребовалось на создание сервиса, от первых разработок до его запуска в промышленную эксплуатацию? С чего начиналась разработка?
Д. Поповенко: От идеи создания сервиса «Умный проезд» до запуска его в промышленную эксплуатацию прошло почти 2 года. Вначале мы прорабатывали схемы информационных потоков от владельцев различных данных, необходимых для работы сервиса. Уже на этом этапе было понятно, что в реализации сервиса будут задействованы данные, находящиеся в информационных базах министерства социального развития Кировской области, банковской сферы, а также данные, содержащиеся в учетной системе диспетчерской службы транспортных предприятий.
Нам было важно качественно организовать взаимодействие между всеми информационными ресурсами и учесть все нормы законодательства.
Сколько уже транзакций банка сервис разобрал с момента запуска?
Д. Поповенко: К настоящему моменту сервис обработал около 5 миллионов транзакций, QR- код считали с билета более 8 тысяч раз, а отправили электронный билет на электронную почту более 150 раз.
Управляет ли система «Умные услуги» персональными данными? Насколько они защищены?
Д. Поповенко: При разработке системы «Умные услуги» большое внимание было уделено защите персональных данных граждан, выражающих желание пользоваться сервисом. Соблюдены все необходимые нормы Федерального закона №152 «О персональных данных». Кроме того, система аттестована по всем требованиям информационной безопасности.
Сколько человек трудится над разработкой системы «Умные услуги» и сервиса «Умный проезд»?
Д. Поповенко: В команду по разработке системы «Умные услуги» входят сотрудники нашего учреждения, Центра стратегического развития информационных ресурсов и систем управления, специалисты министерства информационных технологий и связи Кировской области, сотрудники кировского многофункционального центра, министерства социального развития Кировской области, и специалисты банковской сферы. Над системой работали и продолжают работать более 25 человек.
С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе работы?
Д. Поповенко: Самым непростым было организовать взаимодействие всех участников проекта, выстроить диалоги между ними, добиться доработки информационных систем, подготовить и запустить нормативную базу.
Сервис «Умный проезд» постоянно совершенствуется. Вашими специалистами была проведена доработка электронного билета, так же с него реализован переход на сайт умныеуслуги.рф. Над чем сейчас работаете?
Д. Поповенко: В настоящее время мы работаем над автоматизацией процедуры сбора статистических данных, продумываем возможность оплаты проезда мобильными устройствами с платежными функциями, а также в планах реализовать функционал по оплате проезда пассажиров, которые сопровождают граждан с ограниченными возможностями.
Если посмотреть на другие информационные системы и платформы, то они имеют личный кабинет пользователя. У платформы умныеуслуги.рф такого нет. Чем обусловлено такое решение?
Д. Поповенко: Личных кабинетов пользователей в системе «Умные услуги» действительно нет, однако, не исключено, что они появятся в будущем. Система развивается, и количество сервисов будет только расти, а значит и возможностей для пользователей будет больше.
Как известно, сервис «Умный проезд» планируют развернуть не только в Кирове, но и на пригородных и междугородных маршрутах. Какие конкретно маршруты сейчас в очереди?
Д. Поповенко: Да, мы планируем запустить сервис «Умный проезд» на пригородных маршрутах. Сейчас в очереди маршрут №102 (Слободской-Киров), а также городские и пригородные маршруты г. Слободского. Планируемый срок запуска этого пилотного проекта — вторая половина июня.
Просто ли масштабировать проект «Умные услуги» на другие регионы?
Д. Поповенко: Думаю, несложно. Но перед запуском системы в эксплуатацию в конкретном субъекте РФ необходимо будет прорабатывать нормативную базу и утверждать ее на региональном уровне.
Как вы оцениваете современные цифровые технологии? Над чем IT-специалисты будут работать через 3, 5 или 10 лет?
Д. Поповенко: Непросто представить, где и как мы будем работать на пороге 30-х годов XXI века. Мы живем в эпоху, когда время идет быстрее, масштабные перемены случаются все чаще и чаще. Может быть роботы, машинные алгоритмы и искусственный интеллект действительно в будущем смогут выполнять все задачи за людей, высвободив нам время для более человеческих целей. Вот над этим, думаю, и будут работать IT-специалисты разных уровней. А может все будет по-другому.