МУЗЕЙ РЕМБРАНДТА В ВЯТКЕ

Как известно, 2013‑й перекрестный год Россия – Голландия. С той и с другой стороны – множество увлекательных проектов. Поскольку история взаимоотношений стран берет начало с момента посещения Голландии Петром Великим, который набирался там европейского опыта, то ряд мероприятий связан с его именем, к примеру, выставка в Амстердаме «Петр Первый: великий реставратор». В столице Голландии прошел также гала-концерт звезд российского балета, в Гааге выступали юные музыканты и т. д.
В Москве экспонируются выставки «Голландский групповой портрет золотого века» и выставка работ Пита Мондриана, прошла ретроспектива фильмов культового режиссера Пола Верхувена, на днях на нескольких столичных площадках открывается Международный фестиваль детских театров «Гаврош», в котором задействованы как коллективы из российских городов, так и из Амстердама, Роттердама и других.
Как обычно Вятка не богата событиями на этот счет. Может быть, что‑то и запланировано «сверху» и еще произойдет, но случается и так, что события возникают «снизу», без команды свыше, по личной инициативе.
Пример тому – частный музей великого голландского художника и графика Рембрандта (1606‑1669), который открылся 8 октября, в день памяти, а точнее, в 344‑ю годовщину со дня смерти автора таких выдающихся произведений, как «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Портрет с Саскией на коленях», «Урок анатомии» и других.
Показательно, что идея создания музея принадлежит не музейному работнику, не искусствоведу, не простому любителю голландской живописи, а духовному лицу – наместнику Николо-Великорецкого мужского монастыря игумену Тихону Меркушеву.
В творчестве Рембрандта его привлекают тончайший психологизм, глубокое проникновение в духовную жизнь персонажей – как известно, Рембрандт считается мастером камерного портрета и одним из величайших гуманистов мировой культуры. Достаточно вспомнить «Возвращение блудного сына» – работу, проповедующую сострадание, милосердие, прощение. Кроме того, художник рано снискал репутацию мастера библейских и мифологических сцен. Понятно, что все это близко отцу Тихону, чтящему христианскую идею. Не случайно второе название музея – музей христианского искусства.
Экспозиция музея Рембрандта в Вятке состоит из живописных копий мастера из собрания Эрмитажа и музея изобразительных искусств имени Пушкина, офортов Рембрандта и его автографов.

СЛОБОДА ЗИНОВЫ, ДОМ № 1

Именно здесь находится музей Рембрандта. Это родовое гнездо отца Тихона, здесь родились семеро Меркушевых, в том числе и он сам. Дому девяносто лет. Еще весной он был ветхим, покосившимся, казалось, ткни пальцем – и рухнет. Встал вопрос, что же с ним делать: снести и построить новый, продать, отреставрировать?
Твоя территория – это твой мир, рассудил отец Тихон, сделай его лучше, потому что другой малой родины у тебя не будет. Остаться здесь – это окончательное решение.
И началась реставрация, которая длилась все лето. Дом обшили новыми досками, покрасили, сменили окна, перестроили веранду, прилежащую к дому территорию выложили специальной тротуарной плиткой, поставили кованую железную резную ограду. Сложили новую печь, которая сама как произведение искусства.
Но новый дом нужно было наполнить новым содержанием. Вот и решил отец Тихон сделать тут музей. Пусть это будет самый маленький музей в мире, но его давний принцип – довольствоваться малым. И ведь потом это только начало. Будут новые экспонаты, будет решаться вопрос и о новых площадях (тем более что пока отреставрирована только половина дома).
Сейчас в музее четыре живописные работы: уменьшенная копия картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», копии работ «Мужской портрет», «Портрет старушки с очками» и «Автопортрет». Первые три сделала художник-реставратор из Питера Екатерина Романова, последнюю – художник Николо-Великорецкого монастыря Владимир Клековкин.
Семь офортов, в числе которых два автопортрета, приобретены отцом Тихоном постепенно в Голландии, причем весьма качественно отпечатаны там же на старинной бумаге. Здесь же – копии записи о браке Рембрандта с Саскией Эйленбрюх и о смерти художника (даны переводы). В центре, между окнами – семейная икона Меркушевых с постоянно горящей лампадой.
Дело это для отца Тихона – отнюдь не случайное. Когда‑то он учился в Вятском художественном училище и еще с той поры сохранил интерес к изобразительному искусству, который не исчез и после окончания духовной академии. Древнерусская икона, сюжеты на евангельские темы, внутреннее обустройство церквей – все это естественно входило в круг его забот.
Но жизнь не стоит на месте, тем более что отец Тихон много путешествует по святым местам и так или иначе впитывает в себя мировую художественную культуру. Следующим шагом стало для него поступление в государственную академию славянской культуры. Сейчас он заканчивает отделение культурологии и, как можно догадаться, тема его диплома связана с творчеством великого голландца Харменса Ван Рейна Рембрандта.
До конца октября музей работает по субботам с 10 до 15 часов, по воскресеньям – с 12 до 18 часов. В остальное время по заявкам посетителей.

Предыдущая статьяСледующая статья