Опора на все случаи жизни

Стоит ли в Кировской области восстанавливать «неэффективные» храмы?

 

Восстановление разрушенных в годы советской власти сельских храмов – задача сегодня практически невыполнимая. Однако кое где в области работы все таки идут, как правило, там, где богатые спонсоры из числа местного населения. У Преображенского храма села Верховино Юрьянского района другая история. В его восстановление готовы вложиться собственными средствами и трудом местный батюшка, глава администрации (что – своей работы не хватает?), казаки и приезжие добровольцы.

Население же Верховино в массе своей бездействует. Корреспондент «НВ» отправился в это село, чтобы узнать, что заставляет людей в наше прагматичное время браться за кажущееся безнадежным дело.

храм старый

…Раннее утро, выходной. На улице тишина и почти нет прохожих, только собаки провожают заинтересованными взглядами. В местном магазине торгуют всем сразу – можно купить торт, а можно и гвозди. Картину деревенской «пасторали» слегка «портят» панельные дома – в советское время это село было перспективным. Сегодня его население 500 человек, на территории Верховино находится крупный совхоз, есть и лесные предприятия. Почти сразу на въезде в Верховино возвышается обезглавленный храм. Даже сейчас, когда от него по сути остались только стены и кое где крыша, здание производит впечатление размерами, простотой и чистотой линий. Мощные, высокие своды, огромные окна – еще год-два назад, говорят, кое где можно было разглядеть остатки росписи. Сейчас стены украшает ярко-зеленая плесень, которая удивительным образом гармонирует с остатками голубой краски на стенах и грязно-белыми колоннами с аккуратными крестами. Вот в общем то и все, что осталось от построенной несколько веков назад кирпичной церкви.

По преданию, в 1609 году марийцы-язычники напали на село Верховино и вместе со всем остальным украли и икону Преображения. Они раскололи ее на три части и использовали в качестве сидений в лодках, за что были поражены слепотой. Испугавшись, выбросили осколки иконы в реку, но не получили исцеления и были схвачены русскими. Найденные доски чудесным образом сложились – и икона получила второе название «Спас колотый».

храм 2

В 1750 1756 гг. в Верховино была построена каменная церковь, а в 1865 году был возведен новый теплый храм.К концу XIX века церковный приход насчитывал чуть больше 10 тысяч человек. В 30 е годы прошлого века Преображенскую церковь постигла та же судьба, что и большинство церквей в соседних селах: ее закрыли. Чудотворный образ «Спас Колотый» был бесследно утрачен.

В годы советской власти в храме размещался спиртзавод, последним же «постояльцем» стала кондитерская фабрика, которая закрылась в 2000 году.

 

«Неэффективные» храмы

Впрочем, храмов с такой трагической судьбой – кто ездил по районам Кировской области, тот знает – не один десяток. Торжественные даже в своей разрухе они тихо доживают свой век. Восстанавливать их, как сейчас принято говорить, «неэффективно». Требуются десятки миллионов рублей. Предки, конечно, строили на века, но небрежное отношение и использование церквей не по назначению практически на протяжении прошлого столетия сделало свое дело.

Конечно, батюшки приходов ратуют за восстановление церквей, но сами понимают – сельское население такие расходы вряд ли потянет. Вот и местный батюшка –отец Александр Зверев – мудро замечает: «Христос не в камнях, а в душе». Но он же напоминает тем, кто восстанавливает храм, и другую истину: дорогу осилит идущий.

храм 3

«Подняться сложно»

Мы сидим с главой администрации Верховинского сельского поселения и атаманом районного казачьего общества Крестовоздвиженское Александром Зуевым в бывшей алтарной части храма – здесь сейчас проходят службы. Мы с фотографом приехали в выходной день. «У меня ключи от администрации в другой одежде», – разводит руками Александр Владимирович. Так что брать интервью приходится перед строгими ликами святых. Почти каждые выходные глава администрации работает со своими казаками на восстановлении храма. Сейчас добровольцы благоустраивают двор: с улицы доносится визг электропилы.

храм 5

«А ведь и здесь когда то ничего не было, – говорит Александр Владимирович. – Ни пола, ни окон, ни дверей. А сейчас осталась только побелка». На первый сход по поводу восстановления Преображенского храма пришли практически все селяне. «К сожалению, воодушевления хватило на первую службу и первый субботник, – грустно улыбается глава администрации. – Потом начались разговоры: восстановить здание нереально, где взять столько денег? Из всей массы первоначально пришедших осталось человек десять, потом пять». Впрочем, Александр тут же оправдывает их: у городского человека, как ни крути, меньше физической нагрузки, больше свободного времени, а у сельских – свое хозяйство, а ведь надо еще успевать и сено косить-убирать, и другую работу делать. «Им сложнее подняться», – заключает глава администрации поселения. Сам он с семьей живет в Юрье. «В Верховино мои родители переехали, когда мне исполнилось 7 лет, – улыбается он. – Здесь я прожил около 15 лет. Теперь вот каждый день езжу».

 

Цель – законсервировать

Сегодня в Преображенский храм на большие церковные праздники приходят 80 человек, на простые – 20 40. Когда батюшка заболел, обеспокоенные верховинцы начали звонить в администрацию сельского поселения: когда откроют храм, когда начнутся службы? «Иногда людям нужно время, – говорит Александр Владимирович. – Человек может идти к вере и 5, и 10, и 30 лет. Я верю, что и жители села постепенно придут к храму – ну не может человек оставаться черствым душой к своей святыне!»

Осторожно спрашиваю: «Не дешевле ли и проще построить новый храм?» Вопрос удивления не вызывает.

Наверняка глава администрации слышал его десятки раз, да и сам задавался этим вопросом. «Нужно восстанавливать ту святыню, которая есть, – твердо говорит Александр Владимирович.

– В этом весь смысл – возвращение к истокам, к корням. Возрождение через осознание духовной связи с предками».

Конечно, все ратующие за восстановление храма понимают: возродить его в былом величии на данный момент невозможно – не хватит ни денег, ни сил. «Сегодня наша цель – законсервировать здание, – говорит глава администрации. – Главная проблема – вот-вот рухнет крыша, без нее храм долго не протянет. Планируем временное покрытие, но в этом году можем не успеть. Нынче мы вложили большие деньги в покраску крыши пристроя: нанимали альпиниста, немало стоит и специальная краска. Потратили средства и на переносную звонницу. В будущем году будем плотно заниматься крышей. А дальше – на все воля Господня».

храм 4

Жизнь на селе начинается с храма

«Конечно, бывает, опускаются руки, – продолжает Александр Владимирович.

— Организуешь субботник, люди соглашаются. Потом звонят чуть ли не перед самым началом и говорят, что не придут: срочные дела. И ты остаешься в одиночестве. И возникает большое искушение махнуть на все рукой: в конце концов, кому это надо? Но потом Господь неожиданно посылает помощь: паломников, верующих. Мы, например, ждали, что сегодня приедут 5 человек, а сейчас трудятся около 10. Причем люди приезжают не только из Юрьи – из Кирова, Москвы…

Из Интернета что ли узнают?» У храма на сегодняшний день нет расчетного счета для пожертвований: «Я считаю, что лучше пусть человек сам купит необходимое и привезет – тогда у него не будет и тени сомнения, куда ушли его деньги», – говорит Александр.

«Вы понимаете, жизнь на селе начинается с храма, – продолжает глава администрации. – Я много езжу по районам области. Посмотрите на жизнь в сельских поселениях. Я давно уже заметил закономерность: храм разрушен и никому не нужен – село умирает. А там, где есть приход – пусть 10 человек, батюшка служит – жизнь кипит.

Если мы трудимся над восстановлением церкви, то и Господь благословляет наши края. И жизнь, как бы она ни была трудна, меняется в лучшую сторону. Вера в Бога и вера в будущее – это опора на любой случай».

В пример глава администрации поселения приводит соседнее Великорецкое – почему бы и Верховино не стать местом, интересным для паломников.

«Я недавно начал работать в архивах, – говорит Александр Владимирович. – И выяснил, что в конце XVIII – начале XIX века наш знаменитый Великорецкий крестный ход проходил через Верховино. Я, правда, сам еще не понимаю, каким маршрутом шли паломники, но, с другой стороны, есть документальные свидетельства, это подтверждающие»…

 

Преображенской ярмарке –быть

Мы выходим из церкви и идем по длинной березовой аллее. Следующий пункт нашего назначения – святой источник: здесь, по преданию, была обретена икона Преображения Господня. Уже сегодня люди приезжают сюда из соседних сел и райцентра, чтобы набрать прозрачной, как слеза, воды. Он находится на крутом берегу реки Великой – отсюда открывается чудесный вид.

«За последние два года в Верховино появилось три новых дома, – замечает Александр Владимирович. – Молодежь строится. Земля стала вновь востребована – все таки 7 км от райцентра и до Кирова относительно недалеко».

Чтобы привлечь внимание городских жителей, было решено возродить еще одну традицию – проведение Преображенской ярмарки. «В 20- 30 е годы прошлого века, когда тут был действующий храм, здесь проходили народные гулянья». 23 августа с 9 утра до 9 вечера в Верховино развернется ярмарка – ожидается показательное выступление казачьего ансамбля, уличные забавы, фольклорный фестиваль (приедут гости из 3 районов области), дегустация и продажа меда местных пасечников, фруктов садоводов и многое другое. Здесь же будет вестись сбор средств на восстановление Преображенского храма. «Вера без дел мертва», – говорит мне на прощание Александр Зуев.

Ирина РОГОЖИНА

Предыдущая статьяСледующая статья