Монополиям дозволено не все

Кировское УФАС подвело промежуточные итоги регулирования антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ

 

Антимонопольный контроль в сфере ЖКХ – так обозначила тему своей пресс -конференции заместитель руководитель, начальник отдела товарных рынков и естественных монополий антимонопольной службы области Марина Никонова.

 

В чем сила УФАС?

Тема выбрана не случайно и уж никак не для «галочки». Кировское УФАС ведет системную работу, помогающую предприятиям жилищно-коммунального хозяйства быть более эффективными, при этом не переходя границ дозволенного законом.

За последние два года здесь наработана существенная практика по пресечению в этой отрасли злоупотребления доминирующим положением на рынке коммунальных ресурсов и услуг. Это, кстати, отметили члены общественно-консультативного совета службы. А им, бесспорно, хорошо видны как повседневная деятельность, так и результаты ее стараний.

Важно, что есть всеобщее понимание значительной роли этой службы в работе, которая ведется в регионе по улучшению его социального самочувствия и оздоровлению экономики. Похоже, что нарастают и новые возможности для усиления этой роли. Вот буквально недавно губернатор Никита Белых и заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов подписали соглашение о взаимодействии правительства области и федеральной службы.

Соглашение, судя по губернаторскому комментарию этого события, подразумевает, в том числе включение представителей антимонопольной службы в различные рабочие группы и советы, созданные правительством региона.

«Таким образом, представители УФАС смогут принимать участие в обсуждении широкого круга вопросов, которые так или иначе могут быть связаны с их деятельностью. Считаю, что это внесет свой вклад в повышение качества принимаемых решений и будет весьма полезным для нашей дальнейшей совместной работы», – сказал глава региона.

 

Диктат поставщика

Однако же, вернемся на площадку пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе. Марина Никонова, что называется, с цифрами в руках продемонстрировала, что в большая доля нарушений антимонопольного законодательства совершается в отрасли ЖКХ.

«Приведу статистику, – сказала она. – В 2012 году нами было возбуждено 19 дел по признаком нарушения антимонопольного законодательства в форме злоупотребления доминирующим положением. Признан факт нарушения по 15 делам, из них 7 дел – в сфере ЖКХ».

«В 2013 году установлен факт нарушений по 14 делам, – продолжила Никонова. – Из них в сфере ЖКХ – по 8 делам. А в первом полугодии этого года 12 дел завершилось признанием факта нарушения антимонопольного законодательства. По 8 был установлен факт нарушения законодательства в сфере ЖКХ».

Существенная особенность в сфере ЖКХ – монопольное положение предприятий отрасли на рыке поставок коммунальных ресурсов и услуг. Граждане без них не могут обойтись, а выбора поставщика у них зачастую нет, и они вынуждены соглашаться на те условия, которые диктует поставщик. Однако есть государственные регуляторы, которые, с одной стороны, следят за тем, чтобы интересы потребителя не ущемляли, а с другой, чтобы антимонопольные препоны не задушили предпринимательскую активность поставщиков.

 

Управа на монополиста

Нормативных документов много, но основной – правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Сейчас действуют новые, установленные 354 м постановлением Правительства РФ. Ими антимонопольщики и руководствуются. Следуя этим правилам, услуги должны предоставляться бесперебойно и качественно. Служба следит, чтобы предприятия отрасли не злоупотребляли своим доминирующим положением.

У нее есть не только слова убеждения, но и «кнут» – очень большие штрафы. Однако, отметила Никонова, качество предоставления коммунальных услуг, бесперебойность поставки коммунальных ресурсов их потребителям – это сфера деятельности, в первую очередь, органов государственного жилищного надзора. Она наделена правом накладывать административную ответственность на нерадивых коммунальщиков.

Санитарный уровень предоставления коммунальных услуг контролируют органы Роспотребнадзора. А вот антимонопольный орган принимает к рассмотрению дела о нарушениях в тех случаях, когда эти нарушения имеют систематический характер, когда они продолжительны по времени. И когда предприятия, организации отрасли долгое время не принимают мер по устранению этих нарушений. Это случается не только в областном центре, где, конечно, огромен объем коммунальных услуг. Служба выдавала предписания, штрафовала и теплоснабжающую организацию в гор. Советске ООО «Регион».

Пресекались нарушения, допущенные ООО поставщиком ООО «Эликон» в пос. Мурыгино – он прекратил поставку в дома горячей воды. И в других населенных пунктах области есть подобные нарушения.

 

Оптимизм тоже греет

Марина Никонова разделила дела, рассматриваемые УФАС, на три категории. Первая связана с бесперебойным и качественным предоставлением коммунальных услуг. Вторая – с отказом управляющих компаний от договора управления многоквартирными жилыми домами. А третья – с установкой и вводом в эксплуатацию общедомовых и индивидуальных приборов учета.

Если говорить о первой категории дел, тут антимонопольщики сразу припоминают резонансный случай, когда в Кирове затянулось проведение ремонтных работ на сетях после гидравлических испытаний. Пострадавшими стали жители 10 многоквартирных домов. Или вот в марте прошлого года антимонопольная служба рассмотрела дело по заявлению жителей Дороничей. Здесь горячая вода не соответствовала техническим параметрам качества. На предписание службы теплоэнергетики отреагировали оперативно – в летние дни они заменили изношенную теплотрассу в этом поселке.

Подобные жалобы в контролирующие органы, местные органы власти никогда не были редкостью. Учитывая удручающее состояние тепловых и прочих сетей в коммунальном хозяйстве, можно ожидать появления новых жалоб и новых предписаний. Однако для пессимизма оснований нет.

Взять, к примеру, теплосети. Подавляющее большинство кировчан заметило, что длительность нынешней опрессовки, а иначе говоря, испытаний тепловых сетей на прочность, существенно сократилась по сравнению с

прошлогодней. Быстрее проведен и ремонт тепловых магистралей. Кировские теплоэнергетики на многих квартальных тепловых сетях сократили сроки отключений на 10 12 дней, то есть более чем вдвое. И еще уверяют, что осваивают новые технологии, и режим подачи горячей воды со временем станет вовсе беспрерывным.

 

Не спорь, когда не прав

О второй категории дел, связанных с отказом управляющих компаний от договора управления многоквартирными жилыми домами.

«К нам от администрации города Кирова, – сообщила Марина Никонова, – поступило заявление на действие управляющей компании в Кирове, которая намерена была расторгнуть договор управления с 48 многоквартирными домами. Случай вопиющий. Понятно, что дома старые, обслуживать их труднее и дороже, чем новые. Но срок договора на их обслуживание не закончился. То есть даже формального повода отказывать жителям этих домов в коммунальных услугах никак нельзя. Поэтому УФАС признало действия управляющей компании нарушением антимонопольного законодательства. Управляющая компания стала оспаривать в суде это решение. Однако действия антимонопольного органа суд признал правомерными. Так что и поныне она продолжает выполнять обязанности по обслуживанию жилья».

 

Пломба на счетчик – деньги в карман

Теперь о приборах учета в жилых домах – это третья категория дел. «Каких только нарушений не допускают управляющие компании. Например, УФАС пришлось проверять заявление ресурсоснабжающей организации о том, что домоуправители вывели из эксплуатации исправные общедомовые приборы учета, что, конечно, шло вразрез с интересами как поставщиков коммунальных ресурсов, так и кировчан-потребителей тепла, воды, электричества. Пришлось применять к ним адекватные меры воздействия.

Служба зафиксировала факты незаконных поборов управляющими компаниями. Сотни кировчан пострадали от незаконных действий управляющих компаний, взимавших с них плату от 300 до 500 рублей за опломбировку приборов учета. А это не допускается российскими нормами. Общая сумма незаконно полученного этими организациями дохода составила 109 тысяч рублей.

По словам Никоновой, организации- нарушители привлечены к ответственности: они должны вернуть в бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, граждане могут в судебном порядке взыскать эти деньги с управляющей компании. Впрочем, некоторые управляющие компании в добровольном порядке возвращали жителям незаконно полученные деньги.

 

Что же делать кировчанам, столкнувшимся с нарушениями в сфере ЖКХ?

Марина Никонова дала такой совет:

«Вся ответственность перед гражданами за поставку ресурсов несет управляющая компания. Поэтому при от-сутствии горячей воды или отопления граждане должны обратиться в первую очередь в управляющую организацию, с которой они заключили договор, с заявлением о нарушении и регистрацией его поступления. И только после этого следует обращаться в какие то другие организации».

Прислушаемся к словам специалиста, работа которого – защищать кировчан от нарушений в монополизированной сфере ЖКХ.

 

Вадим Санников

Предыдущая статьяСледующая статья