Первый скульптор Вятки

В доме-музее Николая Хохрякова (Копанский переулок, 7) открылась выставка «Зинаида Клобукова – скульптор и меценат», посвященная 125 летию со дня ее рождения.

 

Тем, кто хоть мало-мальски интересуется историей Вятки, больше известно имя Петра Клобукова – предпринимателя, владельца магазинов, члена Вятской городской думы, мецената. Гораздо меньше знакомо имя его жены – Зинаиды Клобуковой. Однако ее биография очень интересна: Зинаида Дмитриевна родилась в 1889 году, пережила Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, национализацию, репрессии, ссылку, Великую отечественную войну, культ личности Сталина и дожила до хрущевской оттепели. Жизнь ее складывалась прекрасно: она вышла замуж за богатого человека и получила возможность заняться любимым делом – учиться мастерству скульптора. Она не пыталась поступить в высшие учебные заведения, а брала частные уроки у признанных мастеров искусства А. Голубкиной, Н. Аронсона, С. Огородникова, Н. Хохрякова. Не отказывали в помощи и А. Рылов, братья Васнецовы. Одновременно супруги меценатствовали, приобретая работы вятских художников. Так, в феврале 1907 года к 10 летию свадьбы Петр Клобуков по выбору жены покупает и дарит ей одну из лучших работ Николая Хохрякова «Интерьер с распахнутым окном. Весна».

Когда началась Первая мировая война, Клобукова на собственные средства оборудовала в особняке Т. Булычева госпиталь для раненых солдат, а сама служила там сестрой милосердия. У нее была большая семья, и она была очень энергичной и предприимчивой женщиной.

Октябрьская революция нарушила привычный ход ее жизни и изменила налаженный быт. Дома ее отца и мужа были национализированы, разорены, а ей из за своего социального происхождения (ее отец Дмитрий Абрамов был управляющим Вятского отделения Волжско-Камского коммерческого банка) вместе с четырьмя детьми и больной матерью первое время пришлось скрываться в Яранске. Однако благодаря ходатайству А. Луначарского мастерскую ей удалось сохранить, и Зинаида Дмитриевна открыла в ней скульптурную студию, где обучала будущих художников (студия стала основой Вятского художественно — промышленного техникума). В мастерской проводились литературные и музыкальные вечера, здесь собиралась художественная интеллигенция Вятки, которая также положила начало созданию художественного музея.

выставка в кирове 2

В 50 е годы Клобукова писала: «Прошло полвека со дня основания музея, пожалуй, остались в живых только Н.Г. Машковцев да я. Какая же радость для нас, стариков, сознавать теперь, что наше начинание не погибло, а выросло и стало крупным очагом культуры».

В 1923 году Клобукова с детьми переезжает в Москву и увозит с собой многие произведения, в том числе, например, и свой мраморный бюст работы А. Голубкиной, который она выкупила у нее в 1915 году. В это время она знакомится с В. Брюсовым, И. Шадром, С. Меркуловым и другими деятелями искусства.

В 1937 году Клобукову арестовывают и отправляют в Сибирский лагерь НКВД. Зинаида Дмитриевна пишет письмо Н. Крупской с просьбой принять участие в ее судьбе, та активно помогает, и через два года ее освобождают, но ссылают в Узбекистан, где она живет и работает всю войну вплоть до 1945 года. В 1944 году за создание скульптурного образа Кемпир, символизирующего национальный этнос Каракалпакии, Клобукова получает звание «Заслуженный деятель искусств Каракалпакской АССР».

После войны Зинаида Дмитриевна возвращается в Москву и занимается станковой, монументальной и парко- вой скульптурой. Кроме того, она открывает керамическую мастерскую по изготовлению ваз, в росписи которых использует сюжеты из русских сказок.

Много времени, сил и средств вкладывает она в создание музеев своего любимого скульптора Анны Семеновны Голубкиной в Москве и на ее родине в Зарайске.

К слову сказать, обе художницы неоднократно портретировали друг друга. Так Голубкина создавала портреты красавицы Клобуковой в глине, гипсе, дереве, наконец, в мраморе. Та в свою очередь всегда помнила слова своей наставницы: «Не будьте плохой Голубкиной, будьте хорошей Клобуковой, умейте сохранять все, что у Вас есть ценного».

выставка в кирове 3

Зная биографию Зинаиды Клобуковой, можно оценить и экспозицию в доме-музее Хохрякова. Впервые скульптуры Клобуковой выставлены вместе с живописными и графическими работами ее учителя Николая Хохрякова (с которым, кстати, она состояла в отдаленном родстве). Так, например, вы увидите «Интерьер мастерской с распахнутым окном. Весна», подаренный Клобуковым своей жене. На выставке представлены скульптурные детские портреты дочери и сына Клобуковой, скульптура под названием «Тревога», которая символизирует материнские беспокойство и тревогу о судьбе сына-мальчика, а также барельеф с портретом Надежды Крупской и графические портреты Голубкиной.

Кроме того, интересны будут и фотографии самой Зинаиды Дмитриевны Клобуковой и ее родных и близких, а также другие документы эпохи. Все, что сумела сохранить семья – письма, документы, фотографии – это тот материал, который сегодня позволяет по крупицам восстанавливать страницы жизни и творчества З. Клобуковой.

В заключение скажу, что дом-музей Николая Хохрякова и его директор Татьяна Малышева более 20 лет поддерживают дружеские связи с внучкой Зинаиды Дмитриевны – Элеонорой – и ее детьми. В день рождения, 16 октября, они приедут в гости к кировчанам чтобы отметить памятную для них и для Вятки дату.

музей в Кирове

 

Татьяна БУШМЕЛЕВА

Предыдущая статьяСледующая статья