Татьяна Бушмелева: «Михалковский Титаник бороздит просторы России»

9 октября на экраны Вятки вышел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар»

 

Предыдущие работы «Предстояние» и «Цитадель» (дилогия «Утомленные солнцем-1») разочаровали зрителей и дали серьезный повод для злословия кинокритикам. Новый фильм частично реабилитировал режиссера. В нем Михалков удачно связал «Солнечный удар» и «Окаянные дни» И. Бунина, объединив их одним главным героем, который в черные дни ареста чекистами вспоминает самое счастливое время – пору внезапной, как солнечный удар, любви.

Lоve story прекрасно разыграна молодыми актерами В. Соловьевой (Незнакомка) и М. Калитой (Поручик), хотя мне она больше напомнила не Бунина, а знаменитый «Титаник», снятый Д. Кэмероном в 1997 году. Но дело в другом. В новом фильме Михалков вновь обратился к своей излюбленной теме (за которую его поругивали в советские времена) – ностальгии по ушедшей царской, дворянской России, звучащей в целом ряде его картин («Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибирский цирюльник» и др.) Это его тема, в ней он, как говорится, купается, это то, что удается ему больше всего. Кстати сказать, и свой быт он наладил по образу и подобию русского барина, не случайно этот ярлык так прилип к нему.

Фильм вышел на экраны в канун дня рождения Михалкова, возможно, поэтому в нем так много неприкрытых самоцитат из «Неоконченной пьесы…», «Обломова» и других. Но кроме того, есть отсылки и к другим режиссерам, и даже прямые заимствования, например, физиологию любви он сравнивает с работой механизма, что уже было сделано в 1987 году в «Крейцеровой сонате» М. Швейцера.

Картину замечательно снял оператор В. Осепьянц, восхитительны крупные планы героев, интерьеры и натюрморты, подробно выписаны детали быта тогдашней России. Хотя здесь Михалков не смог удержаться от некоторых компьютерных трюков, когда, например, бумажный журавлик превращается в чайку, неповоротливые пароходы бегают по реке словно моторные лодки, а одно изображение наплывает на другое, отделенное от него более чем десятилетием.

Музыку, как обычно, написал композитор Э. Артемьев, а ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сан-Санса прочно и очень точно вписалась в партитуру фильма. Кстати, в финале сам режиссер в сопровождении хора исполняет песню «Не для тебя придет весна…», слова которой никак не может вспомнить герой Любшина в его картине «Пять вечеров».

Запоминаются многие актерские работы: М. Бикович (офицер), М. Сехон (Розалия Землячка), А. Мичков (юнкер с фотокамерой), А. Дякин (чекист Георгий), А. Адабашьян (фотограф), А. Леонтьев (фокусник). Фильм может нравиться или не нравиться, но в любом случае, посмотреть и составить собственное мнение будет интересно каждому, кто любит кино.

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья