Самое долгожданное событие в жизни срочника – увольнение в запас. Дембель снится. О нем все думают, даже если говорят, что не думают. Солдаты считают дни. И вот приходит приказ, а через какое-то время приходится попрощаться с казармой. В тот момент мне вспомнилась фраза Фауста: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Эмоции были на высшем уровне. Но, как бы ни хотелось домой, расставаться с жизнью среди «зеленых человечков» было грустно. Однозначно, год в армии для меня прошел не зря: много что понял, много чему научился, много к чему приучился.
Комитет солдатских отцов
Сегодня одни молодые люди бегают от военкомата, другие активно пытаются найти у себя какие-то болячки. Третьи нехотя идут в армию. А потом, уже на гражданке, рассказывают о бессмысленно проведенном времени. Не понимаю, не уважаю никого из них. Потому что ответ на вопрос «Служить или не служить?» для меня один единственный. Вы догадались какой.
В России функционируют десятки организаций типа «Комитета солдатских матерей». Все они кардинально против службы в армии, даже если говорят, что не против. Многие из них открыто говорят призывникам: «Приходите к нам, если не хотите служить. Болячка у каждого найдется, по которой отмажем!» В какие-то совсем недавние времена подобные организации финансировались из-за бугра. Никакие мысли не возникают? Совершенно очевидно для меня, что деятельность подобных организаций направлена на подрыв боеготовности, как каждого отдельно взятого гражданина, так и страны в целом. Не дай Бог, конечно, но когда придет момент с оружием в руках защищать свою семью, страну от врага, такие «косари» ничего не смогут. Хорошо, если будут знать, откуда у автомата пуля вылетает.
И что если все представители мужского пола в стране будут такие? Что будет со страной? Мне всегда было интересно, почему нет комитета солдатских отцов. Приехали бы отцы в части, посмотрели, как сынки живут, по-мужски если что поговорили с кем надо. Сыновьям дали бы отеческий совет. Вот такая организация будет работать во благо, на пользу армии и обществу. Стоит задуматься о ее создании.
Не смотрите телевизор
Об армейской службе в СМИ выходит много информации. Но объективной я не встречал. По федеральным телеканалам идет информация в стиле позитивного «ура-патриотизма». По «оппозиционным» и специализирующимся на «остреньком» — исключительно негатив. Последнего, к сожалению, очень много. Помоями в СМИ обливали армию с 90-х годов. Чаще всего журналисты рассказывают о единичных наиболее отрицательных случаях, в которых главными фигурантами становятся солдаты, не отличающиеся ни подготовкой, ни умом, ни характером. Негатив раздувается до чудовищного беспредела. Это привело к тому, что сегодня сознание граждан ужасно искажено: служба в армии для большинства – бесполезная страшная вещь.
Армия – всего лишь…
А вот страшного-то в ней ничего нет. Недосып, большие физические нагрузки, иногда дискомфорт – ничего более. Муштра присутствует. А в армии какой страны ее нет? Здоровая дедовщина присутствует. А где ее нет? В нашей жизни она везде: новичков на любом предприятии в широком смысле слова всегда нагружают работой чуть больше, чем «стариков». Безусловно, есть рамки и они должны соблюдаться. Если этого не происходит, то тут вступает в работу УК РФ. Подключается военная прокуратура, просыпаются, если «спали» и недоглядели, командиры. Сражаться надо не с армией, а с командирами-раздолбаями, коих очень немного. За свою службу таких я не встречал. А вот солдат-раздолбаев чрезвычайно много…
Главное – головой думать
В армии, как известно, употребление алкоголя запрещено. Тем не менее находились солдаты, которые умудрялись напиваться, накуриваться, ломать себе руки и ноги. Другие бежали в «соча»(сокращение от «самовольно оставивший часть»). Третьи устраивали драки. Все они, в зависимости от тяжести совершенного деяния, отправлялись на губу, в дисбат или тюрьму. А после возвращались в часть, чтобы дослужить оставшееся от года время, так как сейчас нахождение на губе или в дисциплинарном батальоне в срок службы не засчитывается. В 2012 году, когда я пришел в часть, нам показывали одного «крутого» товарища, которому закон не писан: пил, не выполнял приказы, в самоволки ходил. В части он был с 2010 года, по крайней мере, числился. А большинство времени проводил на губе и в дисбате. Когда я увольнялся в 2013-м, он в очередной раз «откинулся». Оставалось ему служить 2 месяца. Говорят, уволился. Правда, вместо года послужил три. Так что головой думать надо всегда. В армии особенно.
Отчет за каждую царапину
В подразделении я выполнял функции дивизионного медика, в обязанности которого входит проведение 3 раза в день термометрии, телесного осмотра на наличие синяков. Случилось так, что за драку двух солдат к серьезной ответственности привлекли командиров одной из рот нашей бригады (!!! Командиров, а не солдат!!!). После этого случая телесные осмотры стали проводить сами командиры: по голове от руководства никто получать не хочет. Причем с пристрастием: за каждую царапину, не говорю даже о синяках, приходилось отчитываться. Хочешь-не хочешь, но тебя осмотрят и занесут информацию в журнал.
Больше армии, меньше демократии
Однажды у одного товарища оказалась разбита губа. Как он ни пытался убедить командиров, что ударился об дверь, они все равно построили весь дивизион и сказали: «Пока один из вас не признается, кто его ударил, будете стоять тут». Стояли долго. Спустя пару часов обидчик сознался. Его разжаловали в рядовые. Обоим влепили выговоры. А потом вызвали родителей. И родители приехали из других регионов на разговор с командиром и чадами. Представляете, как два здоровых лба стоят перед родителями, и их всех по очереди отчитывают офицеры. По-моему, с демократизацией армии надо завязывать…
Куда попадешь после распределительного пункта в военкомате, после курса молодого бойца чаще всего неизвестно. Часть может оказаться пионерским лагерем, может, детским садом, в ней может быть жесткая уставщина или дедовщина, но чаще – все в меру. Самое главное мыслить позитивно и помнить, что не обстоятельства делают человека, а человек – обстоятельства. В армии нет ничего страшного. Службу должен прочувствовать каждый молодой человек.
А для тех, кто убежденный пацифист или трус, напомню старую мудрость: «Если мы не кормим свою армию сейчас, то скоро будем кормить чужую» (кормим – в широком смысле слова).
PS Командир как-то рассказал про свои посиделки с тестем-генералом, который уже давно на пенсии. У последнего чуть рюмка из руки не выпала, когда он услышал, какая сейчас жизнь у срочников. Генерал задал только один вопрос: «Вы им подгузники не меняете случаем?»