К Дню матери (29 ноября) приурочена выставка «Женщина: линии судьбы», которая открылась в Вятском художественном музее им. В.М. И А. М. Васнецовых. На ней представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство западно-европейских и российских художников, а также живописцев- земляков.
Выставка открывается рядом икон с образом Богоматери – идеалом женщины в христианской культуре. Тема «мадонны с младенцем», тема материнства, пожалуй, является центральной в экспозиции. Общим обликом напоминают мадонну персонажи картин «Дама с младенцем» Г. д (Эспаньи, «Портрет Е. А. Воробьевой» и «Мать и дитя» М. Демидова. Тему продолжают работы А. Исупова («Мать и дети»), Б. Неменского («Тишина»), И. Лубенникова («Портрет жены и сына»), А. Мочалова («Мать и дочь») и другие. Многие авторы с любовью воссоздали и оставили на память потомкам портреты своих матерей. Среди них работы Ю. Ракши, И. Юмагулова, А. Черезова, А. Муржина, И. Широковой («Мои родители»).
Художники советского периода, естественно, изображали женщину в первую очередь как труженицу, поэтому мы видим на выставке целый ряд портретов колхозниц, бригадиров, доярок, ткачих (работы К. Редько, С. Двинина, Ф. Каплан, А. Саркисяна, А. Мошкиной, С. Мезенцева и др.).
В работах художников разного времени нашли отражение и важные события в жизни женщины: сватовство («Разрешение на брак» П. Соколова), свадьба («Башкирская невеста» Р. Нурмухамедова), создание семьи («Семья» В. Иванова, «Чаепитие» А. Фищева, «За чаем» И. Широковой).
Множество полотен посвящены любимым женщинам, женам, музам и просто тем, кто внезапно вдохновляет художника на то, чтобы взять в руки кисть и запечатлеть женскую красоту и очарование.В этом отношении нельзя не восхищаться портретами работы наших знаменитых земляков А. Исупова и М. Демидова, создавших замечательную галерею женских образов.
В этом же ряду «Дама в саду» и «Портрет женщины в черной шляпе» Л. Куклина, «Портрет жены» С. Луппова, «Портрет актрисы» А. Фищева, «Портрет балетмейстера Ольги Андреевой» А. Веприкова, «Женский портрет» П. Вершигорова и другие.
Интересны миниатюрные портреты П. Соколова, В. Гау, Л. Крюкова и других мастеров ХIХ века, в которых женщина предстает прежде всего как Прекрасная дама.
В экспозицию входят скульптурные портреты (к примеру «Утро» Т. Поздняковой), а также ее дополняют настольные статуэтки из фарфора.
В целом выставка интересна тем, что дает представление о том, как изменялся женский образ в искусстве с течением времени, как менялась внешность женщины, ее душевный склад и даже мода на прически и костюмы.