В начале марта Министерство образования и науки РФ выпустило проект приказа, устанавливающего «лимиты времени» на выполнение домашних заданий учениками общеобразовательных школ.
Чиновники призвали педагогов учитывать, что на приготовление уроков должно уходить от полутора часов у учеников вторых и третьих классов до трёх с половиной – у старшеклассников. Общественное обсуждение документа моментально вызвало к жизни массу негативных комментариев, в том числе и со стороны депутатов Государственной думы.
Отметим, что ничего нового в своём документе «орлы» из Минобрнауки не изобрели. В проект приказа чисто механически были перенесены нормы СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые начали действовать с 2010 года. Так что в теории данный принцип должен соблюдаться уже сейчас. Тем не менее стоны о катастрофической перегрузке школьников уже давно стали общим местом (и дополнительная фиксация нормы в дополнительной бумажке вряд ли возымеет положительный эффект). Что же заставляет нынешних школьников изнывать под грузом домашних заданий?
По мнению педагогов, значительную лепту в стремительный рост нагрузки внесла пресловутая «проектная деятельность», которая упорно насаждается в российских школах аккурат с момента появления новых стандартов. Под ней подразумевается самостоятельная подготовка учеником творческой работы по предмету, которая должна обязательно включать в себя исследовательский элемент – то есть в определённом смысле выходить за рамки стандартной программы. На данный момент большинство «проектов» сводятся к поиску информации в сети Интернет и подготовке на её основе презентации в программе Power Point, которая потом демонстрируется на уроке.
В теории проектная деятельность должна быть добровольной, но на практике эта норма зачастую превращается в формальность. В росте числа проектов, выполненных школьниками, в первую очередь заинтересованы администрация и педагоги, для которых это самое количество является показателем, учитываемым при оценке их работы. При этом цели и способы подготовки проекта разительно отличаются от цели, ради которой школьникам даются традиционные домашние задания.
«Проект нацелен на самостоятельное развитие ребёнка и поиск новой информации, тогда как те же задачи по математике и упражнения по русскому языку нужны в первую очередь для закрепления пройденного, –объясняет Ирина Ковалёва, учитель истории и обществознания одной из подмосковных школ. –До того, как обойтись без подобного закрепления в средней и старшей школе, пока не додумались даже самые высоколобые теоретики. В результате на школьников «падает» двойная нагрузка, справляться с которой очень сложно».
Свою негативную роль сыграло и стремительно растущее недоверие к качеству школьного образования со стороны родителей. Сегодня наличие репетитора, как минимум, по иностранному языку начиная чуть ли не с первого класса является негласным обязательным фактором успешного образования. С возрастом ребёнка число «дополнительных занятий» стремительно увеличивается, а в 10–11‑х классах на школу и репетиторов порой тратится едва ли не одинаковое количество времени.Стереотип «без репетиторов сегодня нельзя» силён настолько, что его преодоление представляется едва ли не невозможным. Впрочем, справедливости ради добавим, что доля истины в таком подходе есть. Сегодня школы финансируются по подушевому принципу, когда администрация заинтересована в большом количестве учеников в классах. А такая ситуация (вкупе с загруженностью педагогов бюрократической работой) явно не способствуют эффективному усвоению знаний непосредственно на уроке.
В заключение добавим, что Минобрнауки в ходе всей многострадальной реформы образования с упорством, достойным лучшего применения, пытается равняться на некого «стандартного» ученика и на странный принцип примерного равенства способностей школьников.Тот факт, что интеллектуальные способности у всех разные и задание, которое один ученик выполнит за 15 минут, другой может делать почти час, начисто игнорируется. Кроме того, противоположная ориентация школ на отличников, которые обеспечивают учебному заведению «высокие показатели эффективности деятельности», ни к чему хорошему не приводит. И выхода из этого заколдованного круга, увы, пока не найдено.
№ 11 (452) от 26 марта 2015 [«Аргументы Недели», Надежда СУНГУРОВА ]