В России эксплуатируется более полумиллиона лифтов, уже превратившихся в серьёзный фактор риска.
Большинство из них работают в жилых домах ещё брежневской застройки и давно выработали свой ресурс. В Минстрое считают, что замены требует треть, а цена вопроса – около 200 млрд рублей. Но в действительности всё гораздо сложнее: людей с одинаковой частотой убивают и аварийные лифты, и недавно модернизированные. Да и новейшее оборудование способно создавать неожиданные проблемы.
Под крышей дома своего
В Минстрое шутят, что Россия – великая лифтовая держава. 530 тыс. наших лифтов – это четвёртое место в мире после США, Китая и Италии. Их было бы значительно больше, если подъёмниками оборудовали бы пятиэтажки хрущёвско-брежневских времён. По той же причине проблема изношенности остро проявилась лишь сегодня, а не в 1990-е годы. Массово оборудовать жилые дома лифтами стали с начала 1970-х, и после распада Союза система более-менее держалась. Зато сейчас сразу все подъёмники советских массовых серий дышат на ладан.
Власти вроде бы проблему понимают. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что в замене нуждается треть лифтового хозяйства – примерно 170 тыс. штук. Быстро проблему не решить, а люди гибнут уже сегодня. Ростехнадзор вовремя подстраховался: в 2013 г. лифты исключили из категории опасных производственных объектов, а ведомство не учитывает и не расследует причины аварий. Национальный лифтовой союз объединил сообщения различных источников: получилось, что каждый год с лифтами происходит до 30 аварий, в которых гибнут 20 человек, и ещё около 30 получают травмы.
В Кировском районе Казани лифт упал на двух мастеров, занимавшихся починкой подъёмного механизма в многоэтажке. Один электромеханик погиб, второй стал тяжёлым инвалидом. В подмосковном Люблине второклассника задушило дверьми лифта. Система, которая должна открывать двери автоматически, не сработала. В центре Москвы на работницу Окружного военно-клинического госпиталя №1586 с третьего этажа рухнула конструкция, предназначенная для подъёма пищи.
– Статистика, похоже, учитывает только громкие случаи, в которых есть погибшие или покалеченные, – говорит адвокат Николай Артамонов. – Я знаю инцидент в Мытищах, когда в шахте сорвался лифт с четырьмя жильцами, чудом спасся лишь один человек. Я не верю, что в замене нуждается только треть лифтов, потому что аварии часто происходят с устройствами, считавшимися исправными. По статистике выходит, что самый большой процент износа в крупных городах – Москве, Петербурге. Хотя в столицах на замену оборудования тратят солидные деньги. Скорее всего, в провинции скрывают истинное положение дел. Действующий с 2011 г. техрегламент «Безопасность лифтов» не устанавливает требований к порядку расследования аварий и несчастных случаев.
В Дмитрове 20-летняя мама с коляской заходила в лифт, когда двери начали закрываться. Женщину зажало в дверях, а кабина пошла вверх, разорвав её. Когда началось дознание, выяснилось, что специалисты осматривали лифт буквально за несколько часов до трагедии, но никаких неисправностей не выявили. Исправным считался и лифт на улице Композиторов в Петербурге, убивший грудного младенца: коляску зажало в дверях, лифт поехал. Выяснилось, что срок службы 34-летнего подъёмника неоднократно продлевался – в последний раз до июля 2016 года. А первый в его истории капитальный ремонт был намечен на 2018–2020 годы.
Надежды бабушек питают
В Петербурге после гибели в лифте младенца начали тотально проверять городские подъёмники. Прокуратура огласила результаты проверки: эксплуатируется 32 188 лифтов, из них 11 940 выработали нормативный срок службы – 25 лет. То бишь свыше 37%.При этом Петербург относится к числу наиболее состоятельных субъектов Федерации, где на ремонт лифтов в течение 13 лет выделялись деньги из бюджета в рамках Фонда содействия реформированию ЖКХ. И хотя с 2012 г. эти расходы перевалили на плечи районных администраций, в большинстве субъектов даже такой модернизации не проводилось. При этом с 1998 по 2011 г. в Питере реконструировано не так и много – 5,2 тыс. лифтов. То есть чуть более 400 в год. Получается невесёлая задачка: сколько лет потребуется, чтобы обновить все аварийные кабины? Сколько людей погибнет за это время?
А как остальная Россия? Заменить кабину на новую до кризиса стоило 1,6 млн рублей, но сейчас цены наверняка подрастут. Многие ли города способны тратить такие деньги? Но даже если Кремль завтра прикажет за год заменить все лифты под угрозой расстрела, это сделать физически невозможно.
В СССР было два десятка производителей лифтов, а сейчас их можно пересчитать по пальцам руки: Карачаровский завод в Москве, производства «СУ-155» в Серпуховском районе и Щербинке, да несколько небольших сборочных конвейеров. На российском рынке солидные позиции у белорусского «Могилёвлифтмаша». Есть ещё американский «Отис» в Петербурге, но его продукция дорога и устанавливается преимущественно в бизнес-центрах. Серпуховский и Щербинский заводы вместе могут выпустить 27 тыс. лифтов в год. А только официально признанный дефицит – 170 тысяч. А ведь есть ещё подводная часть айсберга. Да и новым домам тоже нужны подъёмники.
Глава Минстроя Михаил Мень по минимуму оценил программу замены лифтов в 200 млрд рублей. Если федеральная казна не давала на это деньги в тучные годы, то сейчас и подавно не даст. Муниципальные программы на местах обычно питались субсидиями регионов. А тем тоже предстоит поджаться. За счёт жильцов реконструировать систему тоже вряд ли получится: если в 12-этажном доме раскидать стоимость лифта на всех, то получится по 60 тыс. рублей с квартиры, не считая расходов на установку.
– В нашем 16-этажном доме установили два новых лифта белорусского производителя, выбранных, вероятно, по принципу меньшей цены, – рассказывает Екатерина из Петербурга. – Монтажные работы в каждом подъезде длятся три месяца, но мы терпели – всё-таки городская программа, платить не надо. Теперь у меня с шести утра в квартире «взлетает истребитель». Лифт издаёт дикие звуки при движении, постоянно ломается, в кабине гаснет свет. Страшно подумать, что с ним будет лет через десять. Старый работал с 1978 года, но выглядел надёжнее.
По сути, федеральной программе замены лифтов по всей стране нет альтернативы. Но правительство Медведева в жизни не решится её запустить, если только возросшее число трагедий в лифтах не начнёт бить по престижу власти. Так часто бывает в России: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Неужели, чтобы чиновник шевельнулся, нужна кровь?
«Аргументы Недели» №13, Денис ТЕРЕНТЬЕВ