25 мая железнодорожный музей отметит юбилей – 20 лет со дня основания.
Музей был основан в честь 100-летия начала строительства железной дороги через г. Вятку (1895-1995гг). А разместился он в доме дворянина Станислава Якубовкого, который был сослан в Вятку за участие в Польском мятеже в 1863 году. Станислав Осипович завещал свой особняк местным властям, но при условии, что в нем будет размещена школа или училище. Воля ссыльного дворянина была исполнена. В здании на ул. К. Марка, 147 г. Кирова размещался когда-то детский садик, позже — школа. А с 1995 года открылся музей железнодорожного транспорта.
Сегодня в музее представлено более 800 экспонатов, а в запасниках хранится более 5 тысяч еще необработанного исторического документального материала. Сохранилась фотография и некоторые биографические сведения о первом председателе Вятской земской губернии Матвее Синцове (годы правления 1867-1870 гг.), который продвигал к рассмотрению Правительством государства идею соединения железной дорогой рек Вятки и Северной Двины. И, наконец, в мае 1895 г, было принято решение «О сооружении железнодорожной линии от г. Перми через р.Вятку до пристани Котлас на р. Северная Двина». Эта линия Пермь — Вятка — Котлас предназначалась в основном для вывоза сибирского хлеба в Европу. Она была пущена в 1899 г. и вошла в состав Пермской железной дороги.
Два министра путей сообщения России были удостоены звания почетный гражданин города Вятки. Это граф Сергей Юльевич Витте, на тот момент он был еще министром финансов, позже – министром путей сообщения, а также князь Михаил Иванович Хилков, который являлся последователем графа Витте и был министром путей сообщения. Граф Витте это звание получил за выделение средств на строительство железной дороги через г. Вятку, А князь Хилков – «за сочувственное отношение к нуждам города». Он активно использовал свое влияние в строительстве железнодорожной линии Пермь – Вятка – Котлас.
В музее оформлен и уголок «Международные экономические и культурные связи», в котором представлены сувениры и документы сотрудничества кировских железнодорожников с китайцами, монголами и чехами. Не малое внимание на музейных стендах уделено и кировским железнодорожникам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Среди них – и первый герой Советского Союза на Вятской земле Павел Алексеевич Скопин – работник вятского паровозного депо. Оттуда он и призвался в армию. На территории локомотивного депо станции Киров ему установлен памятник. Отдельный стенд посвящен еще одному вятскому железнодорожнику — герою Советского Союза Анатолию Георгиевичу Вавилову. Свою высокую награду он получил за отвагу, проявленную при форсировании Днепра.
В годы Великой Отечественной войны проявляли героизм не только мужчины, но и женщины. Представительницы прекрасной половины человечества доказали, что им могут подчиниться серьезные машины – паровозы. Первой женщиной, покорившей локомотив, стала Мария Ивановна Калистратова. Вся тяжесть мужской работы легла на ее хрупкие плечи. Особенно тяжел в голодное время, по ее воспоминаниям, был физический труд, например, в 30-40-градусный мороз грузить и подбрасывать уголь в печь.
В музее нашли свое место исторические документы и экспонаты, рассказывающие о развитии железнодорожного транспорта на Вятке. Отдельный стенд посвящен электрификации Кировского отделения Горьковской железной дороги. В 1963 году начали курсирование по участку Балезино – Шахунья первые электропоезда. Первый электропоезд провожали с транспарантами и лозунгами «Вперед, к коммунизму!». На перроне кировского вокзала в первый путь провожали электропоезд местные власти, железнодорожное руководство и множество простых горожан…
Торжественное мероприятие по случаю 20-летия музея состоится 25 мая в 14-00 по адресу: Киров, ул. К. Маркса, 147 (музей истории развития железной дороги).