Как и ожидалось, антироссийские санкции и дешёвый рубль подхлестнули развитие внутреннего туризма.
Мало того что в регионах открываются новые гостиницы, так и конкуренция на рынке заставляет модернизироваться отели «советского стиля». Другое дело, что конкуренция в России специфическая: «крупняк» потихоньку создаёт лобби, чтобы обрушить административный ресурс на небольшие отели.
Война хижинам
В апреле 2015 г. депутат Госдумы Галина Хованская призвала полицию бороться с хостелами, которые якобы являются «настоящим рассадником алкоголизма и наркомании», да ещё и «террористической угрозой». Владельцы хостелов заволновались: если полиции, пожарным, санэпидемстанции и всевозможным«надзорам» покажут цель, положение небольших отелей на рынке осложнится.
Петербург – российский лидер по числу хостелов, которых насчитывается около 300 (половина – в историческом центре). Ещё 10 лет назад Смольный внедрял программы поддержки небольших отелей: поток туристов рос, а строить новые гостиницы вокруг Невского проблематично. Тем более молодёжь из Рязани не потянет номера по 5 тысяч рублей в сутки. А ночь в хостеле и сегодня стоит 500 рублей. Насчёт алкоголизма и наркомании – обвинение более чем спорное. Часто бывает иначе: раньше на первом этаже доходного дома «гудела» коммуналка, а сейчас её выкупили под небольшой отель – стало тихо и опрятно.
На 300 хостелов приходится годовой оборот 1,5–2 млрд рублей. В то же время противостояние с Западом сильнее всего ударило по 5-звёздочному сегменту: прошлым летом в Питере отменилась примерно половина международных деловых мероприятий. Да туристы, те же «москвичи выходного дня», стали снимать жильё попроще.
За последние пять лет практически в любом крупном городе выросли и общий номерной фонд, и палитра предложений. В Ярославле, например, в 2010 г. насчитывалось 22 отеля на 1753 места. Сегодня только через Интернет доступны 124 варианта размещения, за 900 рублей можно получить отдельный номер. Во Владимире 46 отелей на 350 тысяч жителей – примерно как в Руане или Льеже.
Дом восходящего спроса
Однажды я наблюдал сцену на ресепшене в одном из крупнейших отелей Калининграда: двое солидных мужчин, когда выяснилось, что им не будут ставить штамп в командировочные удостоверения и в номерах нет Интернета, пошли в отель через дорогу. Зато по ночам звонит телефон с вопросом: «Не желаете ли провести время с девушкой?»
Чаще всего у таких гостиниц нет хозяина, владельцем выступает либо муниципалитет, либо «сетка» с руководством в Москве. Приобретя в 1990-е годы гостиницу за бесценок, они полагали, что навсегда подмяли рынок. Но в середине 2000-х конкуренция росла вместе с мобильностью населения. В областных центрах Нечерноземья теперь по 4–5 «хилтонов» и «марриотов», которые помимо современного дизайна номеров принесли с собой западную культуру гостеприимства.
Проблема в том, что учиться для работы в сфере гостеприимства не слишком престижно, например: в пятизвёздочной гостинице в центре Петербурга менеджер среднего звена получает 40 тысяч рублей. Возможно, традиция невысоких ставок идёт с советских времён, когда подразумевалось, что основной заработок шёл с фарцовки и всевозможных взяток.
Владелец крупного отеля в Краснодаре признался, что не берёт на работу претендентов, имеющих большой стаж работы в гостиницах: мол, они уже заражены «советским стилем».
– Сегодня основная часть отрицательных отзывов туристов в России касается сервиса внутри отелей, – говорит Марина Колесник, генеральный директор сервиса по бронированию отелей Travel.ru. – При выборе гостиницы, по нашим данным, огромную роль играет бесплатный Интернет в номере, причём к скорости соединения предъявляются высокие требования. Другой важнейший момент: многие гостиницы привыкли работать с бизнес-туристами, и им не хватает гибкости переключаться на туристов выходного дня. Одним из решающих факторов при выборе отеля стала возможность размещения с детьми. Большинство отелей чувствуют тренд, но в XXI веке остаются не только мини-отели, но и большие гостиницы на 200–300 номеров, которые не пользуются возможностями Сети, а по старинке ждут от клиента бронирования по телефону. При среднем качестве инфраструктуры туристам предлагаются номера за 6–7тыс. рублей, тогда как психологический порог для России – 3 тысячи. Однако даже в таких местах ситуация меняется благодаря конкуренции.
Международные сети берут туриста качеством сервиса, а небольшие отели и гостевые дома – уютом.
– Я вложил в гостиницу с баней и рестораном 12 миллионов рублей и рассчитываю отбить их за 8 лет, – поделился хозяин одного из отелей в Смоленске. – Это мои личные деньги, у меня в собственности и земля, и дом, который я сам же построил. Плюс есть высокопоставленные друзья. Это обязательные условия, без которых в России нельзя начинать бизнес. Главный плюс гостиницы как вложения в том, что продать её в случае необходимости намного проще, чем производство или магазин. Жилая недвижимость всё-таки. Главный минус: в значительных колебаниях рынка и не самой быстрой окупаемости.
«Колебания рынка» означают и зависимость от «обстановки за бортом». Если местные власти не привлекают инвесторов, не развивают хозяйство – в отеле не будет командированных. Не станут продвигать свои достопримечательности – не приедут туристы. А если окрепнет рубль, то народ снова отправится отдыхать за границу.
Но, как ни посмотри, конкуренция в гостиничном деле – это огромный плюс для всех нас. Ведь победит в ней тот, кто лучше других сможет распознать в нас людей.
«Аргументы Недели» № 31 (472) от 20 августа 2015, Денис ТЕРЕНТЬЕВ