В первый день работы XII Международного авиационно-космического салона в Жуковском совершенно феерично летал алый учебно-боевой Як-130, оснащённый очень мощным генератором цветных дымов.
Лётчики-испытатели ОКБ им. Яковлева лихо открутили пилотаж и сумели удивить – солнечный свет, пробиваясь через этот дымовой фильтр, в какой-то момент окрасил в густо-розовый цвет всю территорию салона: павильоны, шале, взлётно-посадочную полосу аэродрома.
День открытия – он трудный самый
В первую очередь для участников и журналистов. И так загруженные автотрассы перекрывают для проезда кортежей – на МАКС едут министры, чиновники (некоторые просто «засветиться» перед первым лицом), главы госкорпораций и зарубежные делегации. Службы безопасности готовят приезд президента В. Путина и высоких гостей, выставляют оцепление, закрывают для проверки павильоны. Досмотр на проходных совсем не формальный. Только дёрнешься заглянуть на интересный стенд – стоп, нельзя. В такой день планомерно обойти выставку, пообщаться со знакомыми специалистами из производственных, конструкторских и научных коллективов чрезвычайно сложно. Хорошо, что и в этот раз президент традиционно прилетел на МАКС на вертолёте, и ждали его не с утра пораньше, а к 13 часам. Иначе, что уже бывало, тысячи участников попросту не попадали на свои стенды, бизнесмены – на переговоры и подписания соглашений, работники общепита – к мангалам, торговцы сувенирной продукцией – в палатки. Волнуются организаторы – почётный президент МАКСа Герой России Магомед Толбоев нервно мерил шагами площадку перед сценой, откуда В. Путин будет обращаться с приветствием. Завершают антураж «президентского» дня снайперы на крышах павильонов.
В бизнес-дни на МАКСе детей откровенно мало. Но к простейшему на первый взгляд механическому тренажёру детского клуба «Авиатор» выстроилась очередь из взрослых дяденек. Привлекала внимание надпись на школьной доске: «Ты умеешь выдерживать горизонтальный полёт? Докажи!» И с усердием доказывали. Тут же стоит более серьёзная техника, профессиональный тренажёр – кабина экипажа пассажирского лайнера. Детям, посещающим этот московский клуб на регулярной основе, можно только позавидовать: с ними занимаются профессиональные пилоты, их вывозят на реальные полёты, организуют встречи с легендарными космонавтами, лётчиками-испытателями, такими как Игорь Волк и Рубен Есаян. Более чем вероятно, что многие ребята из этого клуба выберут для себя жизнь в большой авиации.
Порадовали студенты МАИ. Они фланируют по территории на самокатах в странных красно-синих одеждах киношного Супермена. Но только вместо латинской «S» на плащах красуется эмблема знаменитого авиационного вуза. Отличный, по-настоящему изобретательский ход – таким образом МАИ заметен и присутствует буквально везде. Особенно на фоне преобладания в бизнес-дни строгих костюмов.
В палатках с авиационной атрибутикой привлекают внимание совсем неавиационные футболки с портретом И. Сталина и его знаменитым постулатом «Кадры решают всё». Симптоматично – кадровую политику и назначения мало смыслящих в предмете производства «эффективных менеджеров» не критиковал последние годы только ленивый, недовольство перекочевало даже на майки. Возможно, в трудные времена государство опомнилось, и некоторые назначения накануне авиасалона можно только приветствовать – например, генеральным директором ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ) стал Сергей Чернышёв. Он член-корреспондент Российской академии наук, профессор, научный руководитель факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ. В ЦАГИ работает с 1978 года, занимался исследованиями проблем, связанных с созданием сверхзвуковых пассажирских самолётов нового поколения. Значит, от этого научного центра снова можно ждать каких-то прорывов, если, конечно, поставленные задачи будут подкреплены стабильным финансированием.
«Аргументы Недели» № 32 (473) от 27 августа 2015, Владимир Леонов