Народные приметы со 2 по 8 ноября


2 ноября. Артемьев день. Садок.

Садока молят об избавлении от случайной смерти. К Артемию обращаются за помощью при грыжной болезни. Квасят капусту. День Атаманов, воинских предводителей. Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мати зверям — волчица. И близок этот человек по духу лесу, зверям, птицам. Волчий корень — ему покорен. Волчье лыко — его улыбка. Мати зверям — волчица — его заступница.

3 ноября. День Иллариона.

Первая пороша — не путь. Надо помнить: «Бездорожье хулить — по белу свету не ходить».

И вправду, в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам. А припорошенный — под стать тихой душе: потемки.
4 ноября. Казанская

В народе так говорили:

«С Казанской мороз не велик, да стоять не велит.

После Казанской дождь пойдет, все лунки нальет». Казанскую называли зимотворной.

«С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», — сказывал батюшка ребятишкам своим. И бежали ребятишки глядеть, как Казанская кажет дорожку морозцам. То-то забава — хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду в киселицу перемешать.

Свадьбы старались играть на Казанской, так как «Кто на Казанской жениться, счастлив будет». При этом вдумчиво относились к выбору невесты:

«Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям)» и приговаривали: «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи».

Лист-зеркальце

Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать. Бежала она к роще. Искала лист, что на березе низехонько висел, в иней был обернут. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем.

В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. И правда, глянувшая в зеркальце, сотворенное природой, бежала обратно к деревушке своей иной. Ведь вера — она спасает. А девушке верится сердцем, не видя. И о душе можно с лица узнать немало о человеке. Ведь непременно, когда озаренная верой такая девушка встретит полюбившегося ей парня, то вся красота ее ожидания передастся ему. Вера через потьма пробивается.

Что Казанская покажет, то и зима скажет.

В этот день всегда идет дождь. Бывает, что с утра дождь, а ввечеру снег сугробами лежит. Если на Казанскую небо заплачет, следом за дождем и зимушка придет.

На Казанскую ясный день — к похолоданиям.

5 ноября. День Якова.

Русь — Именующая, Называющая, Святая! Яков — Кователь Коллективного Духа-Разума, Соборности. От Казанского пирога «закармливали» землю. Крестьяне помнили, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба, когда ты о нем думаешь, когда не позабываешь и наведываешься к нему в пору, когда оно голо. И взять с него нечего. Разламывая кусок

пирога и раскидывая по полю, крестьяне верили, что зимние птицы — снегири, свиристели, чечетки, вьюрки — прилетят к полю и своими голосами успокоят землю.

6 ноября. День Арефы.

Русский светец — отрада девиц. Ведомо, что ноябрьские ночи до снегу темны. А прясть и ткать самый срок. Девицы собирались прясть, а всякий парень о светце задумывал. Выкованные узоры, травы и птицы, когда горела лучина, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви.

7 ноября. Почитание Красной горки.

Вопили бабоньки, припав к землице, о родных своих ушедших. Дождем заливает, снегом заметает утро этого дня. И высь в слезах. И рассвет-то сумеркам под стать. Плачет божий свет. И ты утишь свою поступь, не греми словами-то!

8 ноября. День поминовения Предков

Дедовская неделя. Дмитровская. В субботу перед днем св. Димитрия совершается поминовение по всем усопшим. Установление этого поминовения принадлежит великому князю Димитрию Донскому, который, одержав победу в 1380г. над Мамаем (Куликовская битва), положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы. Вселенская родительская суббота, поминовение усопших издревле овеяны печалью и светом чистой памяти.

Предыдущие дни были озарены святой верой славян, что ощущение жизни, любовь к жизни даны не только человеку, но и всему тому, что окружает человека: птице и зверю, растениям и речной заводи. Наши предки оставляли на столе хлеб, соль, миску с варевом, лепешки, блины. Обряд «радования» умерших был в обычае этого дня. Ушедшие от нас родные как бы незримо были рядом. Они садились с домочадцами за стол отужинать. И будто бы их душам становилось легче, радостно, если они наблюдали, что между нами парит любовь, что в нашем доме достаток.

Предыдущая статьяСледующая статья