Антон Бучин: О капитане замолвите слово

Почему киношники летят в Нетландию

 

Питер глядел вниз – и не мог поверить свои глазам. Много странного произошло за эту ночь, слишком много. Сначала эти таинственные похищения, а теперь… Нет. Этого просто не могло быть. Над самым ухом прожужжал самолёт, чуть не задев огнём пулемётов его, Питера. Английский пилот тоже не мог поверить свои глазам – ведь стрелял он не по люфтваффе, а по огромному, летающему по небу… пиратскому кораблю!

 

В это сложно поверить, но мальчика в дальнейшем ожидали ещё более нелогичные, но от этого не менее захватывающие приключения. Пираты, камлающие под «Нирвану»: угон воздушного судна: пересечение реки с крокодилами, а самое главное — верная дружба, которая когда-нибудь перерастёт во всем известную и непримиримую вражду. Всё это – в новом фильме «Пэн: возвращение в Нетландию».

 

Я был искренне удивлён, узнав о том, что «Пэн: Возвращение в Нетландию» провалился в прокате. Потому что это именно тот фильм из киновселенной «Питера Пэна», который я бы точно порекомендовал к просмотру – и отнюдь не только из-за достойного видеоряда, реалистичной графики и впечатляющих актёрских перевоплощений (тех же Хью Джекмана с Руни Марой узнать было довольно трудно). Фильм передаёт атмосферу оригинальных книг Джеймса Барри без уклонов в подражание и при этом рассказывает свою собственную историю.
61 62

 

Вместе со своим не менее достойным предшественником – фильмом «Hook» Стивена Спилберга – «Пэн» (к которому русские прокатчики без особых на то причин прилепили «Возвращение в Нетландию») составляют пролог и эпилог к оригинальной истории соответственно. Такие смелые эксперименты продолжают служить предметом дискуссий среди киноманов. Например, тот же «Hook» считается «если не одной из худших, то, по крайней мере, точно не самой лучшей» работой Спилебрга, а «Пэн» также «отхватил» порцию негативных отзывов. Критики ставят обоим фильмам в упрёк «клишированность» и даже «странность». После того, как «укатали» «Крюка», обвиняя его в «поражающих сюжетных дырах», «наигранности и заезженности» и «неубедительной детской актёрской игре» (это у Спилберга-то, где порой даже деревья играют по-своему), впору постановщикам «повзрослеть» и не вспоминать о Питере Пэне и волшебном острове.

63
Но режиссёров до сих пор манит Нетландия. Почему?
Одна из причин, скорее всего, — общая недосказанность и аллегоричность оригинальных книг Джеймса Барри. Приключения детей в Нетландии изначально задумывались автором как их жизнь после смерти. Однако Барри сделал то же, что сделала Лингрен в своё время. Изначально Карлсон задумывался как воображаемый друг Малыша, и он должен был исчезнуть со сцены после покупки ребенку собаки. Но, ещё раз всё пересмотрев, Астрид Линдгрен сделала Карлсона настоящим, показав его родителям Малыша. Барри же сделал «реальным» мир Питера Пэна. Упрекать в клишированности мир, целиком состоящий из клише – всё равно что ставить в вину вишнёвому пирогу то, что в нём есть вишня. Капитан Крюк – типичный антагонист, пираты – извечные «тупые прислужники», а Питер Пэн – вечно спасающий всех маленький герой. В общем, всё именно так, как это разыгрывают дети, порой мало задумываясь об особенностях раскрытия того или иного персонажа.

64
Именно поэтому режиссёры до сих пор пытаются эти образы раскрыть по-новому. У Спилберга Пэн оказывается способным забыть о Нетландии ради своих детей – и ради них же вспомнить о ней. У Уайта же Крюк и Пэн, оказывается, были друзьями, причём Крюк всегда старался «занять место повыше в пищевой цепочке». Пэн в мире Нетландии стал своеобразным «Мессией» — иименно поэтому в дальнейшем там ему подконтрольно всё и вся, за исключением бывшего старого друга. Таким образом, сказка растёт вместе с её читателями.
Интересно и то, что в обоих фильмах Питеру приходится доказывать свою способность летать, чтобы спасти своих родных или друзей. По-настоящему никто из нас летать не может. Но воображение и вера в чудесное – пускай даже в фей – способны поднять человека над землёй. Об этом весь «Питер Пэн». Пускай даже это не оценят, какая разница – ведь всё равно летишь.
Но Пэн знаменит не только полётами. Своих врагов-пиратов – тех, что в сказке воплощают тупость, гордыню, алчность и злобу – он разит легко и непринуждённо, даже смеясь. Уж не потому ли возвращаемся мы к нему, что слишком много в мире развелось таких пиратов? Думающих лишь о собственной выгоде и мечтающих поссорить целые народы?
Боюсь, только одного Пэна нам на них не хватит.

Предыдущая статьяСледующая статья