7 декабря. Екатерина, Катерина-санница. Рождественский пост
Ясная погода на Екатерину — к морозной зиме. Начинаются катанья на салазках. Иногда устраивали гонки на санях, оценивали лошадей. Катерина – покровительница брака и невест. Под Екатерину и на Андрея гадают о суженом.
День Екатерины Санницы открывал начало извоза, страды санной. Ведь говаривали: «Телега хлеб в дом возит, а сани на базар».
На санях ехали к далекому рыбацкому промыслу. На санях вывозили и дрова из лесу. Сани в крестьянском хозяйстве были немалой подмогой. Дорожные сани, ошевни, крестьянские сани-дровни — их полозья были березовыми — все в день Екатерины полагалось скатить с горы. То-то было смеху и забавы. И детям и взрослым хватало веселья.
Гулянья приходились на этот день. Говаривали, и такое бывало, что девица или парень ходил к ведунье, чтобы та сани заговаривала на заветное имя. Верили, когда любимый сядет в эти сани, с горы скатится, то скатится с его души тяга, из-за которой сердце не чуяло, не откликалось на любовь.
Катали и хлеб по белой скатерти. Это уж девушки. С одной стороны клали ржаной колос, с другой — платок любимого или рукавицу. Хлеб катали, говорили: «Катись-катись по бел скатерти, как по снеговой замяти, катись — с пути не сбивайся, не спотыкайся, катись к (имя любимого), чтобы его сердце держало надобу обо мне».
Катили хлеб от ржаного колоса — к вещи, потихоньку взятой у полюбившегося парня, а после — кругами. Девушка верила, что отныне дорожку к ее дому не запорошит, что парень возле нее станет ходить кругами.
8 декабря. Климент. Рождественский пост
Климентьев день: зима клин клином вышибает. Мороз всадил в зиму стужи клин. Любое важное дело можно в этот день начинать только натощак.
Мороз в этот день ярый случается, мужика погоняет. Мороз подзадоривает мужика: «Я потешу, а ты бей в ладоши да пляши!»
9 декабря. Юрьев День. Егорий Зимний. Егорий Волчий Заступник. Рождественский пост
Русский князь Ярослав Мудрый при крещении получил имя Георгия в честь Георгия Победоносца. В честь своего ангела-хранителя. Ярослав выстроил храм и мужскую обитель в г. Киеве, который был освящен 9 декабря 1054г.
Волку зима на добычу. Что у волка в зубах, то Егорий дал. Сказана волку зима. Волки на Егория хаживают возле дворов, норовят скороминку ухватить. Лют волк, озирается, но, не поджав хвост, уходит в лес, а мудро, не спеша. За собой оставляет борозду. Ухватит добычу за бок — и прочь. Кусок скоромины теплый да сочный дает ему силы. Бежит рыскучий в свою сторону по лунному свету. Летит без боязни, что собачья свора нагонит. Сугробы одолевает со звериной лихостью. И знают охотники — на ружье в эту пору летит волк со смехом звериным. Охотника валит. У жилья воет волк — к морозу. Отмечено в месяцесловах в году два Егория: один — холодный (9 декабря), другой — голодный (6 мая). Ведают знахари: Мужик болеет и сохнет на Егорьев день. Так что наговаривают знахари на горящую лучину. Растапливают в кубце в русской печи волчий жир. Растирают больного. Укутывают и дают угольком от лучины заесть худобу. Старики слушали в этот день воду — бросали в прорубь горящие уголья из печи. Уголья шипели, вбирали в себя животворную силу речной воды. А после, из проруби ладонью зачерпнув несколько угольков, старики несли их в куриный закут — курам, бросали в поросячье корыто.
10 декабря. Романов день. Рождественский пост
День прошения о зарождении дитятки, святому Роману молятся о здраводетной семье.
По тучам, по звездам гадают о будущей погоде. А коли на заре лицом к северному ветру встать, то сметет он с тебя все надсады, все тяготы. В это время у лосей отпадают старые рога; в берлоге засыпает медведь.
11 декабря Сойкин день. Рождественский пост
Птица сойка — из рода вороньего. О девяти зеркальцах ее крылья. Просит она заступничества у вороньей стаи, у метели-крутели за рожденного в этот день.
И надобно было почесть чудесную птицу, а коли она позовет в этот день, к окну прилетит или у крыльца станет кричать, — то это предвестие, знак следовать за ней.
Открывает, мол, птица-сойка грядущее, хлопочет о счастье твоем.
12 декабря День Парамона. Рождественский пост
Знали крестьяне:
Снег на Парамона — быть метелям до Николина дня (19 декабря). По народному поверью, с 12 декабря ходит зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам вставать велит, печи топить.
Вот и поди ты! — поленница дров-то поубыла. Надо и о русской печи подумать. Нужда «придет — до леса не рукой подать. Ведь и метели у зимы дела просят. А уж мужика зима делом к печи приволочет: «Дров напасись — лесу поклонись!»
Смотрят на Парамона утреннюю зарю:
Багряная заря — к ветрам стылым.
Утро красно — быть дню ясному.
А коли утро снежное — быть метелям неутешным.
13 декабря День Андрея Первозванного. День Мольбы об истинных женихах
Рождественский пост
Андрей Первозванный — покровитель морского искусства. Ему же молятся девицы о даровании хороших женихов.
Предшествующая этому дню ночь называется «Андреева ночь». По народному поверью в эту ночь молодым девушкам и парням может явиться образ суженых. Для этого, ложась спать, кладут кусочек испеченного своими руками хлеба под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи моего хлебушка отведать».
В этот день наслушивали воду. Старики этот обычай чтили. Поутру шли на реку, рубили прорубь, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что коли шумная вода, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода на Андреев день, то зима будет тихой, хорошей.
Черпали воду из проруби, несли домой. И когда вода была шумная, то сразу ее не наливали в чугуны, не разливали по лоханям. А надо было воду успокоить, чтобы с этой водой в твой дом шум не вошел: «Шум-шумок, ты почто спохватился? Коль на радости — стучи. Коль на горе — смолкни. У сохи, корчи, гнести, не созывай к моей печи»
Обережная трава твоя — вероника — Андреева трава, терпка, горька. В венок свитая от лукавого она.