Кировский актер Захар Пантлеев, решивший стать режиссером, рассуждает о театре для детей
Зачем нужно делать три шага назад, чтобы повернуть в сторону, почему молодому актеру захотелось стать режиссером, и на какие мысли наводит прогулка от дома до метро, рассказывает артист Кировского драматического театра Захар Пантелеев.
В Драмтеатре 26, 27, 28 и 30 декабря состоится премьера детского спектакля «Сказка о потерянном времени» по произведению Евгения Шварца. Режиссер-постановщик – артист Кировского драмтеатра, студент режиссёрского факультета Театрального института имени Щукина Захар Пантелеев.
— Захар, расскажи, пожалуйста, почему молодой актер решил стать еще и режиссером?
— Начну издалека. Однажды я учился в медицинской академии. Какую еще профессию я мог выбрать, если мама у меня – актриса, а папа – режиссер? Конечно же, далекую от театра – решил стать врачом – даже на «Скорой помощи» работал. Как можно догадаться, из медакадемии я ушел и, после прослушивания, работал актером: сначала в театре кукол, а потом в нашем театре – по приглашению Евгения Кузьмича Степанцева. Но поступил при этом в щукинский не на актерское отделение, а на режиссуру – всегда хотел быть именно режиссером. Актеру приходится постоянно выкладываться, обнажаться на сцене. Режиссер же раскрывается через актеров, больше включается и работает на репетициях, а не на сцене. Этот путь мне ближе.
— Как режиссер находит «свою» пьесу, почему ты решил поговорить с юными зрителями на взрослую тему и поставить именно «Сказку о потерянном времени»?
— Идея родилась, когда я, будучи в Москве на сессии, каждый день ходил по двадцать минут от дома до метро и обратно. Каждый раз думал: сколько же времени я теряю зря. Смотрел на бегающих детей и размышлял: а сколько же времени они теряют? И я понял, что хочу поставить сказку о потерянном времени. Мы поздно задумываемся о том, сколько бесценных часов и минут потратили понапрасну. Когда ты становишься взрослым, то понимаешь, что не готов к профессии, начинаешь думать, что на каждом этапе жизни что-то не успел. Я не стремлюсь сделать морализаторский спектакль, просто хочу показать, что время бесценно, а дети пусть уж сами выбирают свой путь. Я хочу через развлечение пробиться к ним.
— От молодого режиссера всегда ждут новых идей и свежих решений, твой спектакль удивит зрителя?
— Я делаю три шага назад и поворачиваю в сторону. Сейчас объясню. Сегодня популярны сказки-шоу, когда на сцене акцент сделан на зрелищность, спецэффекты. Я хочу вернуться к традиционной сказке, добавить новые элементы и идти в другую сторону, не теряя сказку. Эстрада и цирк – это не театр. Зрелищность должна вплетаться внутрь спектакля, должна быть оправдана замыслом.
— Захар, я прочитала школьные сочинения на тему «Какой должна быть сказка», которые написали кировские ученики по твоей просьбе. Слова детей тронули меня, изумили и натолкнули на размышления. Эти трепетные листочки раскрывают столько мыслей, эмоций и судеб!
— Я сам не ожидал такого ошеломляющего результата. Когда думал над тем, как сделать спектакль интересным для маленьких зрителей, вспоминал слова своего мастера Юрия Еремина: «Главное, чтобы зрителю не было скучно. Может быть, вы по молодости не решите сверхзадачу, не раскроете в спектакле идею, но постарайтесь, чтобы не было скучно». Поэтому мне важно было понять, что же детям интересно и важно, как поставить для них нескучную сказку. Думал, что в сочинениях школьников будут только фантазии и волшебство, но они оказались настолько разными: где-то грустными и серьезными, но все невероятно интересными, дети подарили мне потрясающие идеи. Я столько полезного почерпнул из детских строк, со многим согласен.
Вот несколько строк из сочинений кировских школьников:
«Я считаю, что сказка — это портал в необычный сказочный мир, в нем вы можете стать, кем хотите и делать, что захотите».
«Моя любимая сказка – «Снежня королева». В некоторых источниках говорится, что Снежная королева была дочерью доброй ведьмы. Поэтому с ней никто не дружил. Из-за этого она была обижена на весь мир и пошла к одному озеру, которое обладало волшебной, но если в человеке есть зло, то страшной силой. Она пошла к озеру, и оно наделило её злой силой. Сила прорастала и захватила разум девочки. Если бы я была режиссером-сказочником, я бы поставила именно эту сказку. Я показала бы ее не в помещении, а на улице, ведь для такого грандиозного проекта одной сцены не хватит».
«В детстве я была зависима от разных сказок. Всем делам я предпочитала прослушивание сказок, сидя в комнате под одеялом. Вообще, я никогда не любила людей. Я считала их странными. Они убивают, чтобы жить. Они хотят спасти наш мир, но уничтожают его в привычных ситуациях».
«Больше всего мне нравятся сказки, в которых нет ярко выраженных черт добра и зла. Каждая сторона должна иметь свои плюсы и минусы. Я считаю также, что в сказке должны быть иллюстрации, но не по смыслу самой сказки, а скорее, карты и другие дополняющие вещи. Также писатели – мои современники начали делать альтернативные сказки. Чего только стоит «Порри Гаттер» — пародия на всем известного «Гарри Поттера». Я думаю, что именно за такой литературой будущее. Ведь классические сказки уже приелись. И хочется чего-то абсолютно нового, неизведанного. Остается только пожелать удачи современным писателям!».