Кофе не перестаёт удивлять. Это один из очень немногих сырьевых товаров, который в 2015 г. не рухнул в цене, но сильно подорожал. С начала года стоимость зёрен взлетела на 60–90%.
Аналитики любят мудрёные фразы, за которыми порой прячут полное отсутствие идей, чего ждать и что происходит на самом деле. Но иногда выходит красиво. Например, придумали выражение «сырьевой суперцикл», которое означает наблюдавшийся в последнее десятилетие бешеный рост цен на все без исключения базовые товары и продукты. Тогда бурно дорожало всё, от металлов и углеводородов до продуктов питания. В РФ, как и во всём мире, эти продуктовые пляски аукнулись глубоко процарапавшими народную память знаменитыми резкими подорожаниями молока и сыра, неоднократными хлебными и гречневыми кризисами.
Сейчас цены несутся в обратную сторону, причём, как водится, гораздо быстрее, чем забирались в гору. Скажем, на мировых биржах пшеница за 2015 г. подешевела почти в 1,5 раза, говядина и свинина упали в цене на четверть, молоко сбавило 30%.Не удержалась даже пресловутая соя, которую, глядя на безумный рост цен последних лет, недавно называли самым прибыльным продуктом XXI века. Цены на соевые бобы в 2015 г. упали на 20%.
Исключений немного, поэтому те, что есть, особенно примечательны. По загадочным причинам дешевеет всё, кроме кофе. При этом кофеиновый кризис начался не вчера, последние несколько лет цены на кофе лихорадит, как будто они залпом выпили несколько литров пробуждающего напитка. Это может нанести удар по кошельку многих семей, поскольку кофе в нашей стране стал поразительно популярен. 15 лет назад кофе в РФ завозили в скромных количествах – по 20,5 тыс. т в год. Это казалось песчинкой на фоне мирового спроса в 6 млн т в год. Чая в Россию везли в восемь раз больше, чем кофе, – 160 тыс. тонн.
С тех пор чая пить сильно больше не стали. Зато страну накрыла мощная кофейная волна. С 2006 по 2015 г. спрос на кофе вырос вдвое, с 2000 г. – в шесть раз. В прошлом году кофейных зёрен впервые импортировали почти столько же, сколько чая, – 124 тыс. т (чая – 180 тыс. тонн). Если мерить в деньгах, импорт кофе достиг 17,3 млрд руб., чая – 22 миллиардов. Примерно на такую же сумму, как кофе, мы закупаем виноград, молоко или сливочное масло.
Растёт и количество, и качество. В 2010 г. только треть кофе в РФ продавалась в виде зёрен, остальное – растворимый порошок. В 2013 г. доля зернового кофе выросла до 40%. Вообще в мире растворимый кофе пьют мало, он считается продуктом из разряда сухих пайков. В странах побогаче его доля не более 10%, в Италии и Франции – 1%.
Впрочем, пока по потреблению кофе, что натурального, что растворимого, на душу населения мы в нижней части мирового рейтинга. Но всё впереди. Подмечено: чем севернее страна, тем больше пьют кофе. В Европе лидеры – скандинавы и немцы. Среднее потребление – 10–12 кг кофе на душу в год. Даже в Бразилии пьют вдвое меньше. В России цифры гораздо скромнее: 2 кг кофе на человека в год.
Растущей популярности напитка не помешал даже взрыв мировых цен. Если в 2005 г. кофе сорта арабика отдавали за смешные по нынешним временам 1,5 долл. (50 руб.) за килограмм, к 2012 г. он подорожал в четыре раза. Правда, потом цены пустились в пляс. В конечном счёте к лету 2013 г. упали вдвое. Но сейчас стоимость напитка опять карабкается на вершину. К началу 2016 г. на биржах кофе взлетел до 5 долл. за килограмм. По нынешнему курсу выходит более 400 рублей.
Существует несколько версий кофейного подорожания. Самая интригующая – очередной картельный сговор. Дело в том, что год назад объединились две крупные пищевые компании – североамериканская «Монделез» и «Мастер Блендерс» из Нидерландов. Возник крупнейший в мире оптовый поставщик кофейных зёрен. Это поразительным образом совпало с резким ростом их стоимости.
Разумеется, аналитики приводят немало других причин. Прежде всего засуху в Бразилии. На эту страну приходится 33% мирового кофейного производства (2,6 млн тонн). Вообще кофе выращивают в 65 странах. Но большая пятёрка – Бразилия, Вьетнам, Индонезия, Колумбия и Эфиопия – обеспечивают 70% мирового урожая. В 2014 г. в Бразилии разразился самый жаркий сезон за всё время наблюдений. В результате ожидается худший урожай за последние полвека. Беда не приходит одна: одновременно на кофейные плантации в Гватемале, Сальвадоре и Коста-Рике, где растут лучшие сорта, летом 2014 г. набросился грибок-вредитель, уничтоживший до трети посадок. В довершение на территории шестого по величине производителя в мире, Индии, началось нашествие кофейных жуков-стеблеедов.
В общем по ценам на кофе ударило всё и сразу. Как сговорились. Что точно, пока ждать низких цен не приходится. Единственное утешение: нынешний скачок почти не отразится на цене растворимого напитка. Но только потому, что в порошковом или сублимированном кофе используют самые дешёвые сорта зёрен. К тому же до половины содержимого банок – не натуральный кофе, а пищевые добавки. Там и дорожать почти нечему.
№ 2 (493) от 21 января 2016[«Аргументы Недели», Константин Гурдин ]