Киоски сносят, а воз и ныне там…

7-летний диалог властей и бизнеса вновь не дал ожидаемого результата.

История противостояния властей и представителей малого бизнеса, занимающихся розничной торговлей в киосках, началась еще в далеком 2007‑м. Именно тогда по областному центру, да и по стране в целом прокатилась первая волна «зачистки» территорий от нестационарных торговых объектов (НТО).
От бунта до схемы
Начались пикеты предпринимателей, публичные выступления активистов, защищающих их права, и представителей властных структур. Позиция сторон была ясна: первые – не хотели терять бизнес (работу), вторые объясняли свои действия стремлением упорядочить, прямо скажем, не самую цивилизованную, по крайней мере, на тот момент торговлю и желанием улучшить облик города.
Не будем пересказывать всех деталей борьбы, но оговоримся, что определенным итогом противостояния стало принятие предварительной схемы размещения НТО на территории г. Кирова 12 апреля 2013 года. Причем было сразу заявлено, что схема носит временный характер и будет окончательно представлена к 12 апреля 2014 года, а до тех пор в городе будет действовать переходный период, во время которого предприниматели, соблюдающие правила торговли и условия аренды, смогут продолжать свою деятельность. Кроме того, если их киоск окажется включенным в схему, то в апреле 2014‑го они еще и получат преимущественное право аренды занимаемого участка.
Гладко было на бумаге…
И жить бы всем да радоваться, но не тут‑то было. Ведь в схему 2013‑го не вошло огромное количество уже существующих и неплохо работающих нестационарных объектов, что, естественно, вызвало очередную волну недовольства среди предпринимателей. Объединившись под «флагами» профсоюза «Ассоциации защиты прав работников малого и среднего бизнеса Кировской области» под руководством известного в области общественника, депутата областного Законодательного собрания Валерия Туруло, предприниматели вновь поднялись на активную борьбу за свои права.
Многочисленные встречи предпринимателей с представителями городской и областной власти не давали особого результата. Дело дошло до уровня главного федерального инспектора по Кировской области, которым на тот момент являлся Фердауис Юсупов.
«Была создана комиссия, которая провела ревизионную проверку законности появления ряда НТО, рассматриваемых в рамках проекта по выстраиванию системы торговли продукцией кировских товаропроизводителей, – рассказал Валерий Туруло. – Надо отметить, что значительная часть предпринимателей была готова к конструктивному диалогу. Ведь все мы понимаем, что нестационарная торговля должна либо развиваться, либо ликвидироваться. Нами была разработана концепция развития, готовность провести модернизацию деятельности (в том числе расширить ассортимент, отказаться от некоторых позиций традиционной бакалеи, предоставить возможность реализации продукции местных сельхозпроизводителей) выразили предприниматели-владельцы более 100 объектов, но после проведения внутренней проверки остались 72, которые были объединены в холдинг «Все для вас».
Концепция была рассмотрена на совещании в правительстве области, представлена на совместных встречах с городскими властями и ГФИ. И лед, казалось, тронулся. Всеми заинтересованными сторонами (Ассоциацией защиты прав предпринимателей, представителями горадминистрации, ГФИ) был подписан протокол взаимодействия, в рамках которого все должны были работать до принятия новой схемы размещения НТО.
И грянул гром
Гром грянул 30 декабря, когда Валерию Туруло поступил звонок от предпринимателя, киоск которого, расположенный на привокзальной площади, пытались демонтировать. Причем речь шла как раз об одном из тех 72 НТО, входящих в холдинг «Все для вас» и оговоренных в протоколе, подписанном не долее чем в конце ноября 2013-го.
10 января оперативно было созвано совещание у теперь уже нового ГФИ Андрея Чечеватова, где вновь встретились предприниматели в лице президента Ассоциации Валерия Туруло и городские власти в лице главы администрации города Дмитрия Драного. Но никакого конструктива не получилось: оказалось, что позиция администрации в отношении подписанного протокола изменилась, и один из важнейших его пунктов, говорящий как раз о перспективах развития нестационарной торговли, она намерена оспорить. Валерий Туруло, посчитавший такой подход неприемлемым, покинул зал заседаний.
Три стороны одного дела
Свое развитие ситуация получила 13 января, когда и Валерий Николаевич, и представители горадминистрации решили прокомментировать свою позицию. «На мой взгляд, нежелание городских властей заниматься развитием нестационарной торговли и разработка схем размещения объектов в одностороннем порядке говорит либо о непонимании ими ситуации – тогда надо учиться, либо об ангажированности и очередном переделе бизнеса, а за это уже нужно садить, – заявил Валерий Туруло. – Сейчас же нам явно дали понять, что есть заинтересованность только в ликвидации».
В горадминистрации настаивают на том, что никакого тайного заговора против малого бизнеса на самом деле нет.
«Мы исходим в первую очередь из того, каков уровень обеспеченности населения конкретной территории продовольственными и непродовольственными товарами. Так, в центре города обеспеченность достаточная. Проблемы в новых районах Урванцево, Чистые пруды или, к примеру, Нововятске», – сообщил Александр Седельников, начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации г. Кирова.

IMG_2779_cr

При этом городские власти не отрицают возможности, что с развитием в этих районах стационарной сети «ларечникам» вновь придется искать новые территории для ведения своего бизнеса.
Что касается поддержки местного сельхозпроизводителя, то и на это у Александра Алексеевича нашелся ответ. «В настоящее время мы все‑таки делаем ставку на размещение в стационарной торговой сети. Главам районов были разосланы предложения о необходимости размещения продукции местных сельхозпроизводителей в данных объектах, но заявок не было», – рассказал Седельников. Александр Алексеевич посетовал и на то, что, несмотря на возмущение предпринимателей, свободные участки для размещения нестационарных объектов есть – информация о них имеется в каждом территориальном управлении, да вот только заявки на то, чтобы их занять, отсутствуют.
При этом, по мнению предпринимателей, власти забывают, что простая «перевозка» киоска тоже требует средств, а вот окупятся ли они на новом месте, еще неизвестно. «Плюс для проведения минимального ребрендинга и приобретения технологического оборудования для продажи нового ассортимента (того же молока и яиц местного сельхозпроизводителя) требуется минимум 100‑150 тысяч рублей», – говорит Валерий Туруло.
С третьей стороны, не будь нестационарные объекты торговли востребованы населением даже в районах «с высокой обеспеченностью товарами», они давно ушли бы с рынка. Другое дело, что осуществлять контроль за их деятельностью не так‑то просто, но ведь не это причина их сноса? Так что думается, что битва за «место под солнцем и право на работу» еще продолжится.

Предыдущая статьяСледующая статья