Размышления после премьеры спектакля «Холодное сердце» в кировском Театре кукол
Самое первое, что приходит на ум после просмотра спектакля «Холодное сердце» – это масштабность.
Масштабность всего – двух полноценных действий по хронометражу; великолепной и сложной сценографии, заполнившей все пространство от авансцены до задника, от планшета до колосников, масштабность объемных и больших планшетных кукол и музыки (Андрей Кормщиков), которая, как еще один воздушный персонаж, сопровождает зрителей. Но эта масштабность идет не от желания поразить зрителей грандиозностью и сложностью постановки, а от сути совершающегося на сцене: обмена живого человеческого сердца на холодный звон золотых монет.
Впечатляют все мизансцены как основные, так и переходные. Даже неискушенному ясно, что режиссёр умеет мыслить пластичными образами и показывать замысел своей постановки через совместные движения кукол и артистов «живого плана». Наталья Пахомова ведет зрителя по всем действиям, как опытный партнер в танце, крепко держит его внимание, подводя к такому напряжению в финале, что когда в зале загорается свет, и актеры выходят на поклон, то ты понимаешь, только так и рождаются такие незабываемые премьеры как «Холодное сердце».
Образ «танца», применительно к спектаклю, появился далеко не случайно. Хореографию в «Холодном сердце» выстроила замечательный мастер своего дела Ирина Брежнева, ведь с спектакле танцуют (много и красиво!) не только люди, но и куклы.
Минимализм декораций очаровывает с первых минут. Художник Роман Вильчик оформил сценическое пространство как пересечение мощной горизонтали – двух плотов на авансцене – и хрупкой вертикали, представленной в виде множества тонких лестниц. И мы сразу понимаем: горизонтальная, обыденно-размеренная жизнь, хоть и раскачивает человека, но она проста и надежна. А вертикаль, устремлённая к небу, рискованна и опасна.
Но, конечно, художественный минимализм не единственная особенность «Холодного сердца». Удивляют и завораживают куклы!
Артистам-кукловодам пришлось, конечно, немало потрудиться, чтобы вдохнуть жизнь в своих героев, чтобы каждая кукла имела свой характер, свою походку и голос. Кукла более двух метров роста — Михель-Великан (Андрей Огородников) — с печальными глазами опытного искусителя и по-голландски с высоко закрученными усами произвела на зрителей неизгладимое впечатление. Чтобы кукла ожила и двигалась естественно, понадобились серьезные усилия трех, и иногда четырех артистов-кукловодов. Через мощь этого образа художнику-постановщику удалось ярко показать силу денег и власти над человеком. А вот Стеклянного Человечка (Павел Стволов), который помог Петеру Мунку (Владимир Хлопов) победить скупщика сердец, художник, напротив, показал в образе милого старичка. Режиссер усилила этот образ, придав речи Стеклянного Человечка сварливости, а поведению – забавной нервозности, чтобы юные зрители сами разобрались в многозначности образа и поняли — в этом смешном человечке заключается подлинная сила добра, несмотря на его вздорный характер и стариковские причуды.
Много странного, необычного и даже страшного увидит зритель в «Холодном сердце», но будет умалением, если сказать, что это некий театральный хоррор для школьников, привыкших смотреть в кино на толпы расплодившейся нежити и нечисти. Вовсе нет. В спектакле находится время для тихой лирики, для нежных сердечных отношений героев. В нем поют красивые песни, весело играют дети, зажигаются звезды, объясняются в любви, плачут и просят прощения, произносят важные и нужные слова о родной земле.
В своем предпремьерном интервью Наталья Пахомова сказала: «Ничего продавать нельзя, можно только пожертвовать. Для того, чтобы воспринимать жизнь во всей глубине и многообразии нам нужны все наши чувства, и сердце среди них – главное. С холодным сердцем человеку все кажется одинаково тусклым и пресным. Живое сердце — это то, что не позволит человеку рухнуть окончательно в пустоту».
Андрей Антонов
Фото – Ульяна Синицына
Оглушительный успех премьеры !
По многочисленным просьбам зрителей — театр вносит в репертуар апреля дополнительный показ спектакля «Холодное сердце» 23 апреля в 17.00