400-летие дома Романовых, пафосно отпразднованное в 2013 г., только пришпорило тенденцию: всё больше россиян не против восстановления монархии. Между тем в Брянске и Белгороде принимают законы о родовых усадьбах. В Интернете полно предложений приобрести дворянство за деньги. А высшие чиновники не стесняются афишировать награды, «автоматически» наделяющие дворянским достоинством. Вряд ли это означает возрождение сословного общества времён империи. Скорее идёт формирование новой сословности, основанной на вседозволенности власти и номенклатурных связях.
Анна на шее
После распада СССР получение дворянства стало модой для формирующейся постсоветской элиты. В СМИ сообщалось, что князьями стали политики Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой, дворянство обрели хоккеист Павел Буре, певица Алла Пугачёва, учёный Жорес Алфёров. Многие не верили: зачем, дескать, нобелевскому лауреату Алфёрову, родившемуся, согласно официальной биографии, в белорусско-еврейской семье под Витебском, такие сомнительные регалии. Тем более расценки публиковались практически легально: за титул князя придётся отдать 12 тыс. евро, за графа – 8 тыс., за барона – 5,7 тысячи.
И хотя реальные цены оказывались на порядок выше, предложение откликалось на растущий спрос.
Сомнительные титулы раздавали «регент Российской империи» Алексей Брумель и «светлейший князь» Аркадий Бугаев-Понятовский. Последний хвалился, что мэру Москвы Юрию Лужкову пожаловал рыцарский орден чести, шахматисту Анатолию Карпову дал графа, а Никите Михалкову – князя.
По мнению Понятовского, известный режиссёр был недостаточно титулован: предки были при царе Алексее Михайловиче постельничими. Но к началу нулевых источником обретения дворянства стал Российский Императорский дом. Великую княгиню Марию Владимировну стали регулярно показывать по телевидению навешивающей на грудь очередного счастливца ордена Святой Анны и Святителя Николая Чудотворца. Считалось, что теперь кровь кавалеров автоматически становится голубой.
Это большой геральдический парадокс: по одной из версий, ордена и титулы вправе выдавать лишь действующий монарх. Что касается ордена Святой Анны, учреждённого в 1735 г., то в течение ста с лишним лет награждённые любой его степенью автоматически становились потомственными дворянами. С 1845 г. изменился статут ордена: 1-я степень давала потомственное дворянство, остальные – только личное. А купцы и инородцы и вовсе дворянами не становились, получая статус «почётных граждан». Тем не менее в 1990-е «Анну» на шею получило огромное количество подзабытых ныне силовиков.
А в 2008 г. недавний глава Центризбиркома Владимир Чуров лично Марией Владимировной был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени «в воздаяние заслуг перед Отечеством и во свидетельство особого нашего благоволения». Вероятно, регистрируя в 2010 г. 99% голосов за партию власти в ряде регионов, Чуров обладал дворянским достоинством. В 2010 г. 2-ю степень Анны получил вице-премьер Дмитрий Козак, уроженец села Бандурово под Кировоградом. А орден 1-й степени был пожалован в 2009 г. спикеру Госдумы Сергею Нарышкину. По словам члена Геральдического совета при Президенте РФ Станислава Думина, ему не известно, являются ли Нарышкин или вице-премьер Игорь Шувалов потомками знаменитых дворянских родов. Зато вице-спикер Госдумы Александр Жуков – точно из нижегородских дворян.
Считается, что и орден Святителя Николая Чудотворца наделяет дворянством. Хотя награда учреждена во время Первой мировой, а согласно её статуту, право на получение имели все военнослужащие императорской армии, зачисленные в ряды до отречения Николая II. Тем не менее в СМИ сообщалось, будто через получение ордена дворянами стали экс-глава Счётной палаты Сергей Степашин и бывший главный военный прокурор, а ныне шеф следственного департамента МВД Александр Савенков. В 2004 г. Савенков, родившийся на Орловщине и работавший там слесарем-инструментальщиком, подал прошение Марии Владимировне о причислении его самого, жены и двух сыновей к лицам, утверждённым в потомственном дворянстве и внесённым в общероссийскую дворянскую родословную книгу. Прошение вскоре было удовлетворено.
Всего за два года службы на посту прокурора Крыма Наталья Поклонская удостоилась императорского ордена Святой Великомученицы Анастасии, ордена Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны, ордена святой Императрицы Всероссийской Александры Фёдоровны. А её участие в «Бессмертном полку» с портретом Николая II вполне ярко продемонстрировало монархические симпатии.
Голубые князья
В начале 2013 г. ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которому 28% россиян не против того, чтобы в нашей стране возродилась монархия. А 11% отдают ей предпочтение перед республикой. При этом в Москве и Петербурге активных сторонников самодержавия оказалось почти вдвое больше – 19%. Любопытно, что всего 6% хотели бы возвращения Романовых, а 14% готовы короновать кого-то из действующих политиков.И хотя 67% россиян считают монархию пройденным этапом, всё же симпатизирующих ей довольно много. И вероятно, стало ещё больше после возвращения Крыма и отмеченного с государственным размахом юбилея дома Романовых.
Работу выставки в Манеже, прославляющей династию, продлили до полуночи, чтобы дать возможность посетить её, организованную Кремлём и РПЦ, толпам желающих. Хотя отмечено, что выставка смешивала царские и советские символы в демонстрации государственной мощи, а восстание декабристов, например, заявляет масонским заговором.
– Гражданам хочется масштабных знаковых фигур, и их аккуратно подталкивают к Сталину и Николаю II, – говорит историк Сергей Ачильдиев. – Николая всё чаще представляют святым и невинно убиенным, забывая о его лютой расправе над собственным народом в 1905 году. Ведь не было никакого повода рубить шашками женщин и детей, которые с иконами шли к Зимнему дворцу. Уж в крайнем случае казаки нагайками могли разогнать. Но самодержавие – это часть большой уваровской идеологемы. А нынешние правители очень заинтересованы в придании институту власти романтического ореола, в переключении внимания с качества управления на корону, скипетр и всю ритуальную блажь.
И хотя сегодня первые лица ни намёком не обозначили желания поменять форму правления, элитам монархия симпатична заложенной в ней стабильностью. Отсюда и горячая поддержка продления срока президентских полномочий с 4 до 6 лет. Потомственное дворянство здесь – одна из ключевых регалий, давно подсказанных самой жизнью. Ведь дети высших чиновников не женятся на «прекрасных нянях», их браки куда чаще выглядят династическими. Равно как их карьеры во властных структурах и госкомпаниях всё чаще напоминают дворянский обычай записывать с младенчества в полк. Охотничьи угодья, усадьбы на старорежимный манер – это не только хобби, но и визитная карточка неоконсерваторов. Согласитесь – идею приверженности традициям так легко подменить несменяемостью власти.
Источник: № 19 (510) от 19 мая 2016 [«Аргументы Недели », Николай ФАВОРСКИЙ ]