Как безобидная на первый взгляд книга может сделать ребёнка инвалидом
К 1 сентября активно готовятся не только школьники и их родители. Горячая пора сейчас также у подпольных типографий и правоохранительных органов. Весной этого года был вынесен приговор очередному «книжному пирату» в Лефортовском суде Москвы. Примерно в это же время полиция разоблачила новые случаи торговли контрафактом на территории Чечни. За последние несколько лет в России удалось конфисковать 700 тыс. экземпляров поддельных учебников, возбудить 6 уголовных дел по статьям «Мошенничество», «Нарушение авторских и смежных прав».
Раскрытые правоохранителями цифры – лишь вершина айсберга. Сколько подпольных типографий выпускают учебные пособия для детей на не пойми какой бумаге, остаётся только догадываться. Издательства теряют миллионы рублей, авторы – гонорары за свою работу. Но главные жертвы «пиратов» – всё-таки дети.
Учебник-подделка на первый взгляд от оригинала не отличается, только весит чуть больше из-за дешёвого толстого картона. На расплывчатость иллюстраций и нечёткость текста вообще вряд ли кто-то обратит внимание. Специалисты Государственного научного центра здоровья детей РАМН провели экспертизу контрафактных учебников и выяснили, что опасность подобной продукции вовсе не вымысел. Некачественная полиграфия вызывает у школьников повышенное зрительное утомление, способствует развитию близорукости и искривлению позвоночника. А содержащийся в обложке формальдегид – потенциальный источник пищевого отравления. Использование в школах подобной вредоносной литературы запрещено 28-м Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А вот закона, запрещающего безграмотные учебные пособия, пока, к сожалению, никто не придумал.
Правда, в прошлом сентябре Общественная палата РФ запустила проект «Народная экспертиза учебников». Родители и педагоги принялись искать этические, фактологические ошибки и за год прислали более 300 жалоб. Один из громких скандалов, если помните, год назад разразился по поводу учебника по обществознанию для восьмиклассников. Его авторы объясняли детям, из-за чего человек с тяжёлым психическим заболеванием не является личностью. Почему же подобных претензий к содержанию учебников не было в советской школе? Видимо, потому, что вся литература тщательно готовилась, редактировалась, выверялись формулировки – в общем, всё основательно доводилось до ума, и только после этого школьные пособия попадали в руки детей. Процесс сложный, многоэтапный. Но, похоже, эту старую забытую традицию – ответственное отношение к школьным учебникам – неплохо было бы вернуть.
Безусловно, сегодняшний процесс образования детей отличается от того, как учились ещё 10–20 лет назад, и учебник – не единственный источник информации. Но его роль, как компаса, определяющего первичную траекторию образования юного гражданина, учебник выполнять может и должен. Он делает ребёнка не только грамотным, но и воспитывает. В глобальном смысле его без преувеличения можно назвать стратегическим ресурсом. Ведь это не просто интегралы, биссектрисы, фотосинтез и письмо Татьяны Онегину. Это – фундамент государственной политики, основы национальной безопасности. Вспомните старика Сороса с его учебниками, в которых нам, россиянам, предлагали забыть о значении Курской и Сталинградской битв в исходе Второй мировой войны. В одном из своих авторских телепроектов режиссёр Никита Михалков, рассуждая о качестве отечественного образования, вспомнил восточную мудрость, которая очень точно характеризует ситуацию со знаменитым благотворителем Соросом: «Хочешь победить врага, воспитай его детей». Советские учебники, конечно, были насыщены идеологией и пропагандой. Но они уж точно не вызывали ненависти к Родине и не культивировали подобострастное преклонение перед другими странами.
Пока чиновники с родителями и учителя с издателями бьются над проблемой повышения качества школьных знаний, не менее остро стоит вопрос количества. Как оказывается на практике, учебников на всех не хватает. Напечатать их – не проблема. Но за чей счёт? Согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., дети должны получать учебники по базовым дисциплинам бесплатно. На эти цели в бюджет страны 2016 г. заложено свыше 4 трлн рублей. Во многих регионах, включая мегаполисы Москву и Санкт-Петербург, дефицита нет, система обеспечения школ учебниками отлажена. Туда вся необходимая литература из утверждённого перечня попадает централизованно, доходит до каждой школы в соответствии с потребностью. Местные министерства и департаменты образования проводят мониторинг по школам, выясняют: сколько, каких учебников нужно, и закупают их напрямую у издательств. Глава федерального ведомства в сфере образования Дмитрий Ливанов недавно назвал 12 регионов, в которых обеспеченность бесплатными учебниками на сегодняшний день менее 60%. Среди них Калмыкия, Бурятия, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Забайкальский и Ставропольский края. Проблемные территории министр назвал на партийной площадке «Единой России», их главам дал время подумать и найти пути решения. В этих регионах школам дана свобода в закупке учебников. Но у них зачастую либо не хватает денег, либо строгой системы планирования и учёта. Закон не запрещает брать литературу у посредников, если книги входят в федеральный перечень. Поэтому вместо 300–400 рублей они могут обходиться школе вдвое, а то и в разы дороже. И, если с деньгами в школе возникнет напряжёнка, учителя всегда могут прибегнуть к помощи родителей – добровольной или принудительной. Бесплатные по закону учебники по факту становятся для семьи новой статьёй расходов от 3500 до 5 тыс. рублей. А между тем этих денег хватило бы родителям на закупку литературы, необходимой для дополнительного развития детей, их интересов и талантов.
Вот и получается, что пиратский бизнес, штампующий формальдегидные учебники для наших детей, просто заполняет собой просчёты чиновников. Побороть мошенников необходимо, но сделать так, чтобы все школьники были обеспечены учебной литературой – не менее важная задача.
«Сегодняшние школьники во многих регионах страны не имеют того набора бесплатных учебников, которые мы, например, получали в начале года в школьной библиотеке. Меня нисколько не удивляет, что рынок учебных пособий для школ стал хорошим бизнесом для разного рода мошенников. Только помимо вреда здоровью эти книги наносят вред психологии гражданина и человека. Вместо того чтобы постоянно пытаться публично издеваться над российским образованием, власти должны усилить экспертизу и более тщательно подойти к тому, что пишется в наших учебниках», – сетует отец семиклассника глава думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
В общем, проблема школьного образования очень глубокая и глобальная. И решать её, как ни крути, придётся по-прежнему вместе: государству, педагогам, издателям, правоохранителям, и родителям.
№ 31 (522) от 11 августа 2016 [«Аргументы Недели », Михаил ПЕТРАШЕВИЧ ]