Один из самых сложных вызовов, которые перед нами стояли – сделать в поселке программистов полноценный интернет, достаточный для стабильной связи, тяжелых файлов и SSH. Сегодня мы справились с этой задачей. К каждому дому в поселке подходит оптический кабель со стамегабитным интернетом и пингом до яндекса 20 мс. Скорость ограничена только тарифами провайдера – с технической точки зрения, каждый дом оснащен 4 гигабитными каналами до их узла. Под катом – история наших приключений и технические подробности.
Предыдущие варианты
В начале мы рассматривали два основных варианта – подключение через радиорелейку к одному из сотовых операторов или прокладка собственной линии до города.
По техусловиям, полученным от операторов, все, что требовалось с нашей стороны – установить в поселке 20-метровую мачту для радиорелейки. Решение казалось достаточно привлекательным – оно было недорогим, обеспечило бы нам выделенный канал в 100 мбит на весь поселок, и этого бы вполне хватило на первое время.
К сожалению, после проверки видимости вышек квадрокоптером мы пришли к печальному выводу, что необходимая высота вышки – 30м. Вокруг поселка – высоченный сосновый лес, который не был учтен на картах оператора. Чтобы обеспечить стабильное положение радиорелейки (крайне чувствительной к закручиванию и раскачиванию) на такой высоте, требовалась уже мачта другого класса – с несколькими ярусами оттяжек, страшного индустриального вида и дорогая, как паровоз. Вливать такие деньги во временное решение, конечно, расхотелось.
Вид в направлении вышки с 20 метров – лес все закрывает
Параллельно мы прорабатывали вопрос о самостоятельной прокладке линии до города по лесной дороге. Со своей баровой установкой этот вариант был бы достаточно дешевым – 3 километра бронированного кабеля для подземной укладки (75 т.р.), солярка и пара десятков человеко-дней – все в сумме вряд ли превысило бы 200 тысяч. Однако – согласование трассы по землям гослесфонда, по оценкам разных подрядчиков, вылилось бы в круглую сумму. От 500 тысяч на разработку проекта, и еще черт знает сколько на доработки и согласования. По некоторой инсайдерской информации, процедура согласования трассы по лесу настолько бюрократизирована и заморочена, что даже операторы большой тройки не могут с ней справиться и предпочитают все делать “по-левому“, выплачивая штрафы и неся риск повреждения линии.
Самым печальным в этом направлении был факт, что никто из подрядчиков не брался выполнить эту работу “под ключ”, с какими-то гарантированными сроками и результатом. Мы по-прежнему рассматриваем этот вариант, но вернемся к нему через несколько лет – когда потребуется большее разнообразие провайдеров.
Ростелеком
Параллельно мы вели переговоры с несколькими провайдерами, предлагая инвестировать в строительство линии город-поселок по полевой дороге. Этот маршрут гораздо длиннее лесного варианта, поэтому стоимость линии там получалась значительной, и все основные провайдеры отказались. В итоге остался только Ростелеком – от их кабеля до поселка было всего около километра.
В начале переговоров речь шла о программе Ростелекома по подключению коттеджных поселков – по ней линия до поселка оказалась бы для нас бесплатной. Нашей задачей была бы только “последняя миля” до абонентов, которая на тот момент уже была готова. К сожалению, каждое такое решение принимается не на уровне региона, а на уровне федерального округа – а в поволжском филиале в инвестициях в эту линию отказали.
Мы прикинули, что стоимость километровой линии своими силами вряд ли превысит 100 тысяч, и предложили Ростелекому естественный вариант – построить линию за свой счет, тщательно ее проверить и передать им на баланс. К сожалению, несмотря на очевидный интерес и желание помочь со стороны.регионального филиала, нам не удалось найти законный способ осуществить это мероприятие.
Вот какие варианты мы рассматривали:
— Просто подарить линию. Спровоцирует проверки со стороны контролирующих органов, сделка будет признана фиктивной, результат – проблемы у руководства.
— Продать в Ростелеком линию по любой цене, которая им покажется приемлемой – такие операции вообще не практикуются, бюджет надо согласовывать на уровне федерального округа, это гарантированный отказ.
— Выступить одновременно и подрядчиком, и заказчиком. То есть, мы как бы заказываем им строительство линии, а они нанимают нас в качестве подрядчика. В принципе невозможно – у Ростелекома один генеральный подрядчик на регион в течение календарного года. Заказывать работы кому-то еще руководство филиала не имеет права.
В результате оставался единственный вариант – заплатить за строительство линии по установленному тарифу. Когда мы впервые узнали об этом тарифе, испытали что-то вроде шока. Один километр линии, по оценке генподрядчика, обошелся нам чуть больше миллиона рублей с НДС.
Нам объяснили это тем, что по договору с подрядчиком есть установленная цена за километр – вне зависимости от сложности трассы. То есть, если подрядчику пришлось бы пробиваться через скальный или каменистый грунт, цена была бы точно такой же. Поэтому вот этот наш километр по полю, где никаких проблем не предвидится – как бы компенсирует подрядчику другие сложные километры.
Мы несказанно обрадовались, что поможем подрядчику поправить карму и бюджет, но, поскольку другого реалистичного варианта на горизонте не было, остановились на этом решении.
Строительство линии
Согласно отечественной строительной традиции, все грунтовые работы лучше проводить зимой – так гораздо интересней. Мы с Ростелекомом решили эту традицию не нарушать – начав переговоры еще летом, мы постарались подгадать так, чтобы время начала работ пришлось на максимальную толщину снежного покрова. С этой задачей мы успешно справились, и в феврале к нам приехала техника подрядчика.
Согласно проекту, часть трассы должна была пройти по оврагу, который отделяется от пруда мощной грунтовой дамбой. Пользуясь рельефом местности, советские строители устроили на пруду небольшой аквапарк. Прямо на поверхности пруда открывается спуск в водную горку, которая проходит сквозь дамбу и заканчивается в овраге небольшим бассейном с вытекающей из него речкой. Когда уровень пруда поднимается, излишки воды устремляются в трубу – таким образом, купающийся испытывает меньше трения об бетон и вместе с потоком воды оказывается в бассейне.
По проекту, трасса как раз пересекает нижнюю часть водной горки, ломать которую подрядчики не хотели ни в коем случае. Подходящим решением было бы ГНБ – горизонтально направленное бурение (“прокол”) – но гнать дорогостоящую буровую установку ради нескольких метров показалось неразумным. Поэтому подрядчики воспользовались любопытной модификацией этой технологии.
Сначала были выкопаны два глубоких колодца по обе стороны от трубы. Затем в эти колодцы были помещены два специалиста, которые с энтузиазмом послушников мужского и женского монастыря начали высокотехнологично копать навстречу друг другу. Сверху, из припаркованной на дамбе буханки, их действиями руководила команда менеджеров, готовых в любую минуту прийти на помощь необходимым советом.
При кажущейся простоте затеи дела продвигались не быстро. Несмотря на февраль, в колодцах появилась вода. Специалисты мокли, мерзли, двигались все хуже и копали все менее технологично – приходилось отогревать их в нашем вагончике и отпаивать супом. Тем не менее, через несколько дней ребята пришли к успеху и кабель был торжественно продернут под трубой. На наш взгляд, всю эту сложную процедуру подрядчикам стоило бы запатентовать и назвать ГНК – горизонтально направленное копание.
Последняя миля
Для абонентской разводки мы использовали топологию “звезда” – независимый кабель от каждого участка до геометрического центра поселка. Кабель бронированный, 4- волоконный, прокладывается в грунте. В центре расположена серверная – небольшое здание для коммутационного оборудования и абонентских кроссов. По совместительству – будущая детская горка.
Распайку абонентского кабеля в домах и серверной мы решили провести в три недельных этапа. На первом этапе приглашенный из Кирова специалист не взял зарядное устройство к сварочнику – потому что заряда должно было хватить. Заряда не хватило, и, таким образом, первый этап был завершен. На втором этапе мы с горьким разочарованием обнаружили, что торчащие из грунта кабеля одной улицы не дотягиваются до серверной – требуется муфта и куча дополнительных сварок. И, наконец, после третьего этапа в каждом существующем доме был установлен абонентский кросс SNR, соединенный с кроссом в серверной.
Подключение
После выполнения всех этих работ оставалась только прикрутить к стене в серверной шкаф и установить в него коммутатор. Со шкафом подрядчики управились на удивление быстро – ушло чуть меньше месяца (получается примерно по неделе на один болт). Еще через неделю к нам приехала делегация с коммутатором для организации финального этапа. Ребята торжественно установили коммутатор и объявили, что забыли SFP и медиаконвертер для проверки связи, а длины патчкорда не хватает. Но лампочки на коммутаторе мигали как надо, и в серверной запахло настоящим интернетом.
Еще две недели ожидания заказа на наге – и все резиденты поселка получили на руки необходимое оборудование, абонентские договора и по 4 гигабитных канала до дома. К сожалению, с Ростелекомом пока не удалось согласовать специальные тарифы для физлиц, поэтому скорость интернета на текущий момент составляет по 100 мегабит на абонента. Стоит это удовольствие 300 рублей в месяц.
Статус поселка
Проведение полноценного интернета было одним из самых сложных и непрогнозируемых по времени обязательств перед переселенцами. Теперь, когда мы его выполнили, следующая цель – качественная дорога до города. Планируем делать толстую песчаную подушку, укладывать геотекстиль с георешеткой и засыпать щебнем. После выполнения этих жизненно необходимых вещей перейдем к благоустройству и декорированию, а затем – к инфраструктуре (кафе, школа, космопорт и т.п.).
Напомним, что стоимость подведения коммуникаций включена в цену участка, а также – что цена участка растет с каждой следующей покупкой. Чтобы присоединиться к поселку, нужно написать нам через форму на сайте или инстаграм и запланировать поездку. За нашими новостями удобнее всего следить в инстаграме.