17 октября
День Ерофея
В этот день лешие пропадают. Ох, как они бесятся, ломают деревья, гоняют зверей. Творят беды в лесу. Проваливаются лешие, света белого лишаются, руками за корни деревьев цепляются, тянут за собой заблудившегося человека, птицу, лист желтый, за ковригу приняв, тянут в темное государство. Чтобы там не в одиночестве жить.
По народному поверью: лес видит, а поле слышит — в этот день.
Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
Водит леший по лесу, вот вроде он — огонек заветный, свет оконный, ан нет. Подойдешь — трясина да низина. Обратного пути, нога как ни ступит, нет. Водит леший по лесу, надсмехается, забавляется. Хорошо, если он не забудется, поиграет, позабавляется с человеком — да отпустит в свою сторону. А коли леший в игре не остановится, пропал человек. Спасение надо вымаливать у леса-батюшки, березы-матушки.
Леший боится головешки. Горящая ветвь для лешего — что плеть. Кого леший обойдет, надо обувь с ног снять, в ней стельки с пятки на носок перестелить. Задобрить лешего — положить краюшку хлеба с солью на пень — оставить лешему.
Леший умеет плакать как ребенок, ржать как лошадь, смеяться так, что деревья дрожат. Леший может превращаться в мох на дереве, в скрипучие коренья, в лохматого зверя. Или дупло себе выберет: в дупле сухом травы сухой настелет, отверстие мхом занавесит.
Ерофей — говорят, сила у него от лешего, глаза — желты с прозеленью, волосы-то у него спутаны всегда, что трава сухая. Характером он прост и сам не в себе порой бывает. Ходит в прискок, как бы тоже след земле не оставляет. След у него от ног — рассеянный, словно сметенный чуть ветром. Ерофей никогда не лжет. И говорит он — тоже надо чувствовать, что за словами. Не речист Ерофей, да если ответит тебе — помяни не раз на дню это, додумай.
Заговор против лешего:
«Хожу по лескам, по кустам, по мхам, по лыкодерам, по гнилицам, по черницам, по малинам, куда ль хожу — никогда не блужу. Солнце — по солнцу, луна — по луне, при частых звездах, при вечерних зорях, хожу — не блужу, а ты, леший, от меня, Раба Божьего (имя рек) отшатнись, в березу обернись! Аминь».
Уместно напомнить, что слово «Раб» издревле употреблялось в значении «Несущий Солнечные (Ра) Знания (Буки)», т.е. учитель.
18 октября
Хартины, Первые Холстины
Горит лучина, ткет Хартина, за кросна сядет, дом одевает.
А Берегиня пособляет. В избах на засидках пели бабы: «Пряла, ткала, девки скала, Берегиня пособляла».
Животворную нить надобно было повязать на левом запястье. От порчи. От сглазу.
В этот день катали шерсть на валенки.
19 октября
Фомин день
Фома — большая крома.
На Фому горбушка хлебная тому, кто здоровьем слаб.
Последние кучевые облака.
Стоит безветрие — к похолоданию.
20 октября
Сергий Зимний
Сергий зиму зачинает.
Сергей инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября) зиме вспять повернуть не дает.
Примечали:
Если выпадет снег, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.
21 октября
Трифон и Пелагея. Починки
Трифон и Пелагея шубу да рукавицы с полатей достают.
Худо, коли зима врасплох застанет — шапкой с ног свалит.
22 октября. Яков Студеный
Яков белую крупицу на землю посылает, тропы остужает, день коротает.
Пора заготовки дров на зиму.
Осеннее полено горит жарко, вешнее и летнее ему не чета, спорины в них нет.
23 октября
День Евлампия
Евлампий лучину отщепляет, огонь вздувает, потемь стращает.
Глядят на месяц:
Рога месяца на полночь (на север) — к метелям, к скорой, зиме.
Рога месяца на полдень (на юг) — земля не скоро в белое платье оденется.