С известным кировским актером Александром Королевским встречаемся на служебном входе Театра на Спасской.
Скоро начнется репетиция (в театре идет работа над спектаклем «Отрочество» по пьесе Ярославы Пулинович), но у нас в запасе еще целый час. Час, который мы посвятили разговору о подводной охоте, – вот уже четверть века Александр увлекается этим видом спорта. Как и любое другое настоящее увлечение, подводная охота больше, чем просто хобби. Ее можно назвать второй страстью Александра Королевского.
Первой был и остается театр.
Эти две страсти в жизни актера как два полюса: если создание спектакля – процесс коллективный, то на подводной охоте каждый сам за себя. Там, в глубине, только ты в ответе за свою жизнь.
Каждое погружение – это не только трофеи и адреналин, но и многочисленные опасности, которые подстерегают охотников на каждом шагу – браконьерские снасти, лед, омуты и топляки… Под водой нельзя поддаваться страху: паника «съедает» драгоценный кислород. В любой момент могут пригодиться и сноровка, и смекалка. Риск? Риск! Но взамен ты получаешь всю красоту подводного мира.
Имеешь возможность наблюдать эту тайную жизнь водоемов, которая надежно скрыта за зеркальной гладью рек и озер.
– Особенно красиво, когда день выдался солнечный и вода прозрачная, – рассказывает артист. – Тогда видно и колыхающиеся леса водорослей, игру света и тени на дне, каждую рыбку. Это захватывающее зрелище. Иногда я люблю нырять без ружья, просто чтобы налюбоваться этой красотой. А еще там, в глубине, абсолютная тишина. Это не передать словами.
Первое погружение
С маской и трубкой Королевский нырял с детства – возле его родной деревни под Саратовом течет небольшая река.
Он и сейчас каждый год во время долгого театрального отпуска едет в родные места. Там хранится и ждет хозяина первый самостоятельно купленный начинающим тогда еще охотником гидрокостюм (это хобби требует специального и зачастую дорогостоящего снаряжения). Как вспоминает Королевский, в
магазине ему тогда посоветовали приобрести именно этот дайверский костюм. Как выяснилось позже, для лета и теплой воды он вполне годится, но, конечно, это не совсем то, что нужно подводному охотнику в наших широтах.
– Дайверский костюм легко смачивается и надевается, у него внутри плюш и он хорош для теплых вод, – поясняет Александр. – А охотничьи костюмы делаются из неопрена, вспененной резины, она препятствует теплоотдаче. Чем толще костюм, тем проще охотнику в холодной воде. Надеть его довольно сложно, для этого мы используем шампунь.
Но это сегодня актер хорошо разбирается во всех нюансах и тонкостях подводной охоты. И в том, что касается снаряжения, и в вопросах безопасности. Еще бы – такой опыт! А вот свое первое погружение он совершил вообще без специального костюма: вся «снаряга» – плавки, маска с трубкой да ласты.
– В театре у нас появился Толя Вихарев, мы тогда репетировали «Таланты и поклонники» Островского, он играл в спектакле на гитаре. И как-то раз в курилке обмолвился о подводной охоте. Я загорелся! Он повез меня в замечательное место – на маленький прудик в Каринку за Кирово-Чепецк. Толе пришлось буквально брать меня за руку, нырять вместе и пальцем показывать рыбу – я сколько ни нырял, ничего не видел. Тогда и настрелял своих первых карпиков, граммов по триста.
Трофеи и опасности
Сколько с тех пор было охот – не сосчитать. Есть, по словам Королевского, охотники, которые ведут дневники и всегда записывают, где и когда ныряли, температуру воздуха и воды.
– В этих дневниках столько ценных сведений. Восхищаюсь теми, у кого хватает терпения их вести! Мне гораздо интереснее сам процесс охоты, – признается Александр.
Один из главных его трофеев – щука на 12 с лишним килограммов. Ее голова выставлена сейчас в специализированном магазине для подводной охоты, который открылся год назад в Кирове, хотя были рыбы и много крупнее. Сом, например, весом в полцентнера.
– Он был едва ли не с меня толщиной, но проблем никаких не доставил, – вспоминает охотник. – А вот другой, совсем еще молодой, задал жару! Утащил на глубину, на течение. Пришлось побороться с ним.
Доводилось стрелять судака и щуку, налимов и сомов, язя и карпа.
– Нас, подводных охотников, обычные рыбаки называют чуть ли не браконьерами, но это не так, – рассказывает актер. – Да, я ищу крупную рыбу, но добуду одну, две, три – и мне этого достаточно. Холодильник мы не забиваем. Свежая рыба много вкуснее. Да и сами подводные охотники страдают от браконьеров.
– Если китайские сети можно порвать, нитяные – разрезать специальным ножом, который обязательно должен быть у каждого охотника, это вопрос жизни и смерти, то крючья-самоловы, а они в последнее время все чаще встречаются и в Кировской области – настоящая опасность для охотников, – поясняет Королевский. – Это остро-остро заточенные стальные крючья, которыми браконьеры ловят все донные виды рыб.
Они так устроены, что все, что ни проплывает мимо, обязательно накалывается. Если подводный охотник не замечает их, взмах ласты или неосторожное движение рукой – и крюк тебя зацепляет. Начинаешь барахтаться, впиваются остальные крючья (они расположены сантиметрах в тридцати друг от друга). Это очень страшно. Четыре года назад на Волге так погиб подводный охотник. Пятьдесят сантиметров до поверхности не смог подняться…
Мечта о фотоохоте
– Желание, конечно, есть, – отвечает охотник на вопрос о том, хочется ли ему поохотиться в теплых морях, где подводный мир совсем иной – и ярче, и богаче. – Но я бы не назвал его непреодолимым. Будет возможность – поохочусь. На самом же деле я очень люблю Вятку, Чепцу, Волгу. В основном охочусь в Кировской области и Саратове.
Сейчас, когда такое широкое распространение получили цифровые технологии, Александр Королевский мечтает о видеокамере для подводной съемки.
– Это моя мечта, – признается актер. – Там, конечно же, просто все-все надо снимать – подводные пейзажи очень красивы. И рыба, когда ты под водой без ружья, уже не пугается, а присматривается к тебе – ей интересно.
Не так давно в увлечении Королевского наступил новый этап: три года назад он впервые взял ружье, но не для подводной, а для самой обычной охоты. Оказалось, она захватывает ничуть не меньше. И сейчас актер ждет, когда придут сроки весенней охоты, чтобы пострелять пернатую дичь. Так что можно смело пожелать ему: «Ни пуха ни пера!» Ну и на всякий случай: «Ни хвоста ни чешуи!» Для такого увлеченного человека все будет уместно.
Победить помогла правильная стратегия
В августе 2013 года на Чернохолуницком пруду впервые в Кировской области состоялся фестиваль подводной охоты «Вятский карась». В нем приняли участие 39 человек. А победу одержал Александр Королевский, который добыл карпа на 8,5 кг.
— Охотиться можно по-разному. Существует, например, активный поиск, но в тот раз он не принес результата. Сколько ни погружался — нет рыбы. Тогда я сменил стратегию, залег в «засаду» и в итоге добыл этого карпа.
Победители получили ценные призы и подарки от организаторов. Соревнования планируются сделать ежегодными. Нынче в августе Александр снова планирует побороться за победу.