Как выйти из «черного списка»

Вступили в силу поправки в законодательство, предоставляющие банковским клиентам возможность выйти из «черного списка».

 

 

Вступили в силу изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», касающиеся клиентов банков, попавших в «черный список». Поправки предусматривают механизм действий клиентов банков по выходу из указанного списка. Следует напомнить, что ранее Банк России выпустил методические рекомендации по исключению добросовестных клиентов банков из «черного списка».

 

 

Теперь клиенты банков, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций, отказе в заключении договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада), имеют право получать информацию о причинах принятия решения и представить документы или сведения, доказывающие отсутствие оснований для таких мер. Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы (сведения) в течение 10-ти рабочих дней и сообщить клиенту о принятом решении.

 

 

При получении от банка сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), клиент вправе обжаловать отказ в межведомственную комиссию при Банке России. Для этого клиенту необходимо обратиться с заявлением. При этом банк обязан представить комиссии мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято указанное решение.

 

 

Общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов, представленных клиентом, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения. По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных клиентом, межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) либо об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения.

 

 

Межведомственная комиссия обязана сообщить о принятом решении клиенту и банку в течение 3-х рабочих дней со дня его принятия. Если решение принято в пользу клиента, банк не вправе отказать ему в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада). Помимо этого, на банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг не только обо всех случаях отказа от проведения операций или в заключении договора банковского счета (вклада), но и об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято такое решение.

 

 

Если в связи с отказом от проведения операции, в отношении которого впоследствии устранены основания, договор с клиентом был расторгнут, банк обязан направить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для такого расторжения. Ограничена и ответственность банков. Так, отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и расторжение договора банковского счета (вклада) из-за подозрений в отмывании не признается основаниями для гражданско-правовой ответственности банка за совершение соответствующих действий.

 

 

Клиенты банков, получившие отказы в обслуживании по подозрению в нарушении законодательства до вступления поправок в законодательство, начали их оспаривать в судах. Решением Арбитражного суда Челябинской области были удовлетворены требования индивидуального предпринимателя к КБ «Модуль-Банк» об обязании заключить договор банковского счета. В решении указывается, что банк не представил доказательств того, что была выявлена информация, что его деятельность ИП носит (или будет носить) преступный характер.

 

 

Не доказано банком и наличие оснований, позволяющих отнести ИП к лицам, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В решении подчеркивается, что отказ в заключении договора банковского счета основан на предположениях и, следовательно, данный отказ является необоснованным и противоречит требованиям закона. Правда, суд апелляционной инстанции это решение отменил и отказал в удовлетворении исковых требований ИП. Не исключено, что предприниматель будет обжаловать отказ в кассации.

 

 

Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу. Задать вопрос и получить юридическую консультацию в Кирове вы можете на сайте http://kirpikov.ru/faq/ и в группе ВКонтакте https://vk.com/kirpikovru

 
Александр КИРПИКОВ
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. (8332) 498-223,  498-224.

http://кирпиков.рф

Предыдущая статьяСледующая статья